Неприемлемо и позорно. Почему сокращение зарплат футболистам — это удар по бюджету
11 марта. Менхенгладбах. Стадион «Боруссия-парк». Фото Reuters
Рассказываем, как обстоят дела с этой деликатной темой в Европе
Сокращение зарплат игроков на фоне масштабного кризиса, который переживает футбольная индустрия из-за пандемии коронавируса COVID-19 — одна из самых обсуждаемых тем. Что вполне объяснимо, ведь на фоне все более возрастающей социальной напряженности и тревоги за будущее это отличный объект, на который можно перенести как свои, так и общественные страхи и разочарования. Казалось бы, футболисты с их немаленькими доходами и зачастую показной роскошью могут и ужаться — и ничего страшного с ними не будет. Однако далеко не везде удается договориться, и зачастую дело далеко не в банальной жадности игроков.
В ведущих европейских лигах ситуация с сокращением или заморозкой зарплат обстоит по-разному.
Единичные сокращения и благотворительность от игроков
Развитие ситуации в премьер-лиге наиболее показательно с точки зрения того, почему футболисты отказываются идти на сокращение зарплат.
Напомним, 3 апреля клубы АПЛ выступили с коллективным предложением сократить годовые оклады футболистов на 30%. Как писало издание The Athletic, схема была следующей: на деле заработная плата игроков уменьшится на 10%, а еще 20% будут просто удержаны до старта следующего сезона, когда бы он не начался. Те самые 10% — это потери клубов от матчдэй, которые уже никак не восполнить.
Однако Ассоциация профессиональных игроков отвергла этот вариант. Футболистам не нравились следующие вещи:
— Критика со стороны политиков. Ведь, по словам полузащитника «Кристал Пэлас» Эндроса Таунсенда, «игроки — это легкая мишень». Например, министр здравоохранения Великобритании Мэтт Хэнкок заявлял, что футболисты должны «пойти на сокращение зарплат и тем самым внести свой вклад».
— Тот факт, что общая сумма сокращений составит более 500 миллионов фунтов, а, значит, правительство Великобритании недополучит примерно 200 миллионов фунтов налоговых поступлений — то есть государство и общество, вопреки словам политиков, не получат от этого никакой выгоды.
— То, что владельцы клубов, требуя пойти на сокращение зарплат, думают в первую очередь о своем кармане, а сэкономленные сейчас деньги летом потратят на дорогостоящие трансферы.
— То, что сразу несколько клубов АПЛ — «Тоттенхэм», «Норвич», «Ньюкасл» и «Борнмут» — решили воспользоваться программой правительства Британии по поддержке бизнеса. Ее суть в том, что работник отправляется во временный отпуск, при этом 80% его зарплаты на этот период берет на себя государство, но не более 2500 фунтов в месяц, остальные 20% выплачивает работодатель. Разумеется, речь шла о так называемых неигровых сотрудниках (non-playing staff) — то есть не о футболистах и тренерах. В эту госпрограмму вписался было и «Ливерпуль», но после шквала критики отказался.
При этом 8 апреля футболисты по инициативе капитана «Ливерпуля» Джордана Хендерсона начали сбор средств для помощи Национальной службе здравоохранения. Программа, к которой присоединились более чем 150 игроков, получила название #PlayersTogether. Сумма взносов не афишировалась.
Что касается сокращения зарплат, то 9 апреля было объявлено, что премьер-лига и профсоюз не пришли к какому-то коллективному соглашению, и каждый клуб должен решать этот вопрос со своими футболистами самостоятельно.
Первым, кому это удалось, стал «Саутгемптон». Там команда, тренерский штаб и члены правления пошли на отсрочку части выплат за апрель, май и июнь. Повторим — речь идет именно об отсрочке, а не о сокращении. То есть когда все вернется в нормальное русло, эти деньги им доплатят. О какой части зарплат идет речь, решено не разглашать. При этом весь остальной персонал клуба будет получать жалованье в полном объеме.
«Мы хотели принять хорошее, зрелое и четко просчитанное решение. Это то, что нам было нужно. Это делалось не для того, чтобы сказать «отлично, мы стали первыми». В первую очередь мы думали о клубе и всех тех, кто с ним связан», — сказал в интервью ВВС вице-капитан «святых» Джеймс Уорд-Прауз.
Помимо этого, договориться с игроками пока удалось только в «Вест Хэме». Там тоже речь идет об отсрочке части выплат. Кроме того, главный тренер Дэвид Мойес, вице-президент Каррен Брэйди и финансовый директор Энди Маллет сократят себе зарплаты на 30%.
Руководство «Арсенала» предложило игрокам сократить зарплаты на 12,5% на ближайший год, если команда не попадет в еврокубки, и на 7,5%, если «канониры» сыграют в Лиге чемпионов. Те ответили отказом. Однако источники — таблоиды The Sun и The Mirror — уж больно сомнительны.
Другой важный тренд — сокращение зарплат руководством и тренерами, что, как считается, должно служить примером, а так же внимание к неигровому персоналу. Так, «Тоттенхэм» 13 апреля под давлением своих же болельщиков отказался от участия в госпрограмме, а члены правления клуба, включая председателя Дэниэла Леви, пошли на сокращение жалованья. Как отмечает ВВС, доходы Леви за прошлый год составили семь миллионов фунтов, тогда как средняя зарплата игрока в АПЛ — 3,5 миллиона фунтов в год.
Из тренеров на сокращение зарплаты первым пошел наставник «Борнмута» Эдди Хау — еще 1 апреля. Кроме того, срезали себе жалованья боссы «вишенок». А 15 апреля клуб вышел из госпрограммы поддержки бизнеса. В «Брайтоне» в ближайшие три месяца меньше чем раньше будут зарабатывать главный тренер Грэм Поттер и руководство.
Что касается низших дивизионов, то 14 апреля Английская футбольная лига, отвечающая за соревнования в чемпионшипе, а также следующих за ним лиге 1 и лиге 2, договорилась с профсоюзом об отсрочке выплаты 25% зарплаты за апрель. Это не касается тех, кто получает менее 2500 фунтов в месяц. В первую очередь речь идет о лиге 1 и лиге 2, где некоторые клубы были близки к массовым увольнениям игроков. В чемпионшипе клубы могут договариваться с игроками. Например, в «Лидсе» и «Бирмингеме» футболисты еще несколько недель назад согласились на заморозку выплат.
Неприемлемо и позорно
На Апеннинах ситуация схожая с той, что сложилась в Англии. 6 апреля клубы серии А пришли к коллективному соглашению по сокращению зарплат игроков. Согласно принятому проекту, годовое жалованье уменьшалось на 33% (иначе говоря, футболистам не платили за четыре месяца) в том случае, если чемпионат не будет доигран, и на 16% (два месяца), если сезон все же будет завершен. Это касалось всех клубов серии А за исключением «Ювентуса», который ранее уже достиг соглашения с футболистами о заморозке зарплаты на четыре месяца с марта по июнь (хотя потом все эти деньги будут игрокам так или иначе возвращены).
«Хотя, разумеется, клубы будут договариваться и оформлять соглашения со своими сотрудниками напрямую», — говорилось в заявлении.
Однако профсоюз игроков категорически отверг это предложение, назвав его «неприемлемым» и «позорным».
«В такое время поведение лиги является просто непонятным. Желание клубов — свалить весь экономический ущерб на плечи игроков. Предложение общего собрания клубов об урезании зарплаты просто решает нас дара речи. Президенты, которые хотят срезать зарплаты, отправляли свои команды играть вплоть до 9 марта, заставляли их тренироваться до середины марта и по-прежнему контролируют индивидуальные занятия», — говорилось в ответном заявлении профсоюза.
В итоге клубы были вынуждены договариваться с футболистами в индивидуальном порядке. Но пока кроме «Ювентуса» удалось это только в «Парме» — там игроки, тренеры и сотрудники отказались от зарплаты за апрель. При этом некоторые команды, как, например, «Наполи», отправляют своих работников в бессрочные неоплачиваемые отпуска. В итоге главный тренер команды Дженнаро Гаттузо и спортивный директор Кристиано Джунтоли отдали свои зарплаты за апрель, чтобы более 30 сотрудников получили деньги за два месяца.
Прогрессивная шкала сокращений
В трудовом законодательстве Франции существует термин «частичная незанятость». Эта норма позволяет компаниям в чрезвычайных обстоятельствах сокращать заработную плату всем наемным работникам на 16% до дальнейшего уведомления. Однако 14 марта правительство страны выпустило специальный декрет, существенно расширяющий термин «частичная незанятость». Схема схожа с той, что принята в Великобритании. Компании, чья деятельность приостановилась из-за пандемии, могут отправить своих сотрудников в бессрочные отпуска, государство будет покрывать 70% их заработной платы, но не более чем 4850 евро в месяц.
Первым еще 18 марта на такие шаги в Лиге 1 пошел «Амьен», причем еще по старой схеме, срезав всем, включая футболистов, по 16% зарплаты. Правда, предварительно посоветовавшись с игроками. Уже обновленную схему использовали в «Лионе» и «Марселе».
Совсем тяжелым положение стало в начале апреля, когда два основных телевещателя — Canal+ и BeIN — заявили, что не будут переводить лиге месячные платежи. Речь идет о 110 и 42 миллионах евро соответственно. В итоге профсоюз футболистов, включающий игроков из лиги 1 и лиги 2, и клубы после встречи в том числе с представителями министерства экономики договорились о частичной заморозке зарплат за апрель. Причем по прогрессивной шкале: игроки, получающие менее 10 тысяч евро месяц, не потеряют ничего, от 10 до 20 тысяч — 20%, от 20 до 50 тысяч — 30%, от 50 до 100 тысяч — 40%, больше 100 тысяч евро в месяц, то есть почти все звезды, включая Неймара и Кильяна Мбаппе — 50%.
«Мы не можем никого заставить присоединиться к соглашению, поскольку официально этого нет в трудовом законодательстве. Но, думаю, подавляющее большинство не будет против. Мы советуем всем принять эти меры, чтобы сохранить работу. Без этого будет только хуже», — сказал глава профсоюза Филипп Пьят агентству AFP.
Согласно данным L’Equipe, большинство отнеслось к идее с пониманием.
Образцовая сознательность
Бундеслига в каком-то смысле может служить примером для остальных, поскольку здесь споров об урезании зарплат почти не было. В большинстве случаев игроки идут на это, дабы не пострадали рядовые сотрудники клубов. Едва ли не первой в этом плане проявила себя «Боруссия» из Менхенгладбаха — там еще 24 марта, когда только пошли первые новости о сокращениях среди персонала или уменьшении выплат, футболисты решили отказаться от части зарплат в пользу сотрудников клубов.
Игроки «Вердера», как сообщало издание Voetball International, сами обратились к руководству клуба с предложением о сокращении зарплат на время паузы в чемпионате.
Игроки «Баварии» и дортмундской «Боруссии» пошли на уменьшение жалованья на 20%, в «Лейпциге» и «Байере» говорят о двузначных цифрах, ужались футболисты «Шальке».
«Мы, футболисты, принадлежим к представителям привилегированной профессии. Мы должны соглашаться на сокращение заработной платы в ситуации, когда это необходимо. В «Баварии» работают порядка тысячи сотрудников, которые выполняют важные задачи. Мы хотим помочь им», — сказал вратарь «Баварии» Мануэль Нойер изданию Marc, тем самым доказав, что многие игроки четко понимают, как устроен рыночный механизм в футболе и ради чего они идут на сокращение выплат.
Дальше всего пошли в «Унионе» — клубе, славящемся своими левыми взглядами и особой культурой боления. Там футболисты полностью отказались от зарплат во время паузы, а руководство и рядовой персонал пошли на частичное сокращение выплат.
Показателен и другой момент. Еще в марте игравшие в этом сезоне в Лиге чемпионов «Бавария», «Боруссия» Д, «Байер» и «Лейпциг» создали специальный фонд для помощи нуждающимся клубам, куда перевели 20 миллионов евро.
Отказы, бессрочные отпуска, опасения из-за налогов
За пределами первой пятерки европейских чемпионатов ситуация также складывается по-разному.
В Шотландии «Селтик» пока не договорился с игроками, однако главный тренер Нил Леннон, его штаб и руководство пошли на «существенное сокращение» зарплат на ближайшие три месяца. В «Рейнджерс» игроки, тренерский штаб и руководство согласились на заморозку жалованья в полном объеме на ближайшие три месяца.
Маленьким клубам сложнее. «Хартс», одним из первых в Европе объявивший о сокращении зарплат, в итоге договорился с игроками об уменьшении жалования на 30% и вошел в британскую госпрограмму поддержки бизнеса, о которой уже говорилось выше. А, например, «Сент-Джонстон», «Сент-Миррен», «Килмарнок» и вовсе отправили игроков, тренерский штаб и остальных сотрудников в отпуска по схеме господдержки — кто-то до конца апреля, кто-то до конца мая.
В Португалии первым из большой тройки клубов — «Бенфики», «Порту» и «Спортинга» — на сокращение зарплат пошел последний. В ближайшие три месяца игроки «Спортинга» будут получать на 40% меньше, а члены правления — на 50% меньше. Ожидается, что «Бенфика» и «Порту» объявят об аналогичных шагах до конца недели. Правда, у этого шага есть и обратный эффект. Как пишет The New York Times со ссылкой на португальское информационное агентство Lusa, если все 18 клубов высшего дивизиона пойдут на сокращения зарплат, это будет стоить государству примерно пять миллионов евро ежемесячно недополученных налогов.
Тяжело проходят переговоры на Кипре. Там профсоюз игроков отверг предложение федерации об общем снижении годовых зарплат на 23%. Согласно замыслу, начиная с 15 марта футболисты должны были получать только пятую часть своих месячных окладов.
«Одна сторона не должна выходить победителем за счет другой», — говорится в ответном письме профсоюза.
Свежие комментарии