Загадочная смерть русского форварда. В 17 лет набирал очки не хуже Малкина, но после НХЛ все закончилось трагедией
Роман Ляшенко. Фото Reuters
История форварда Романа Ляшенко
«СЭ» продолжает серию материалов про советских и российских хоккеистов, которые в юности или молодости подавали большие надежды, но по разным причинам (спортивным, бытовым, иногда трагическим) не смогли реализовать свой потенциал.
Сегодня мы расскажем о форварде Романе Ляшенко. Он закрепился в основе ярославского «Торпедо» в 17 лет, съездил на три молодежных чемпионата мира, однажды выиграв золото, и успел поиграть в НХЛ. Но в 24 года случилась трагедия, причины которой непонятны и сейчас …
Таинственная трагедия
Даже спустя 17 лет, читая лаконичные строчки новости о смерти нападающего Романа Ляшенко, становится немного не по себе. Молодой игрок, которому за пару месяцев до этого исполнилось всего 24 года, был найден мертвым утром 6 июля 2003 года в одном из отелей турецкого курортного городка Белек. Там он находился на отдыхе после окончания сезона НХЛ вместе со своими мамой и сестрой. Официальная причина — самоубийство.
По заявлению местной полиции, Ляшенко повесился на ремне от собственных брюк. Кроме того, у него присутствовали порезы на венах. В произошедшее было совершенно невозможно поверить ни родным, ни знакомым, ни обычным болельщикам. Изначально появилась версия, что хоккеист оставил предсмертную записку, сообщив в ней о наличии у себя смертельной болезни. Чуть ли не ВИЧ. Это якобы и подтолкнуло его к отчаянному шагу.
Однако впоследствии вскрытие показало, что у Ляшенко не было проблем со здоровьем. Предположения о нахлынувшей депрессии, разочаровании в неудачно складывающейся карьере, ссоре со своей девушкой, находившейся в тот момент в Америке, и даже бытовом конфликте посыпались одно за другим. Ни один из вариантов проверить сейчас нельзя, но тогда все они были опровергнуты прямо или косвенно. Случаев, когда спортсмены, оказавшись под воздействием стресса, в подавленном состоянии кончали с жизнью, хватает. Но те, кто близко знал Ляшенко и регулярно с ним общался, напрочь отрицали возможность такого поступка. Возможно, кто-то и что-то недоговорил, поэтому полная картина произошедшего так и будет тайной. Это уже не так важно, поскольку Ляшенко с того света не вернуть. Остается только вспомнить, каким хоккеистом и человеком он был.
Любимчик Воробьева
Вот, например, один эпизод. Ляшенко считался любимчиком строгого, но справедливого Петра Воробьева, увидевший его первый раз в деле в 16 лет. Нельзя сказать, что нападающий поражал воображение невероятными талантами. Ценен он был другими качествами — надежностью, основательностью, рассудительностью и работоспособностью. Обычно этот набор козырей присущ игроку взрослому, уже прошедшему через «огонь и воду». Ляшенко, выходивший на важной позиции центрфорварда, дебютировал и закрепился в основном составе уже в 17!
Петр Ильич известен тем, что доверяет молодежи — так было и в Ярославле, и в Тольятти, и много где еще. В перспективном пареньке, еще не до конца созревшем физически, он что-то разглядел. Ляшенко был уроженцем Мурманска, где и начал заниматься хоккеем. Когда ему было 13 лет, он отправился на просмотр в столичные «Спартак» и ЦСКА. Там его забраковали. В Ярославле решили оставить. Благо на тот момент в клубе уже появился интернат.
В первый же взрослый сезон Ляшенко, выходивший в четвертом звене, с командой, тогда еще носившей название «Торпедо», помог ярославцам впервые стать чемпионами России. «По большому счету тот успех я расценил как аванс на будущее, — рассказывал сам нападающий в интервью «СЭ». Да, Воробьев доверял молодым — мне, Антипову Власенкову, Швидкому, но, естественно, не настолько, чтобы мы могли кого-то потеснить из первых трех троек».
Юного Романа тогда бы никто не назвал его потенциальной звездой. Очень мягкие руки, выдающаяся техника, творческий потенциал — это все-таки не про него. Антипов, будучи старше его на год, в атаке смотрелся в атаке поинтереснее. От личных впечатлений сложно куда-то деться. Однако есть и факты. В дебютном сезоне Ляшенко набрал 15 очков — 12 (5+7) в регулярке и 3 (3+0) в плей-офф. Даже по нынешним временам показатель вполне солидный.
Например, Евгений Малкин в 17 лет, выступая за «Магнитку», в своем первом регулярном чемпионате-2003/04 набрал те же 12 (3+9) очков. Надо учитывать, какой низкой была результативность во второй половине 90-х. Забивать в эпоху «откатов», «капканов», зацепов и задержек было очень сложно. Особенно 17-летнему парню. В сезоне, когда «Торпедо» стало чемпионом, в регулярке только один человек набрал больше очка за игру — лучший бомбардир лиги спартаковец Борщевский, который вернулся на родину после нескольких лет в НХЛ и в Европе. Еще можно было выделить ярославца Скабелку. У него было 28 очков в 29 играх гладкого чемпионата и еще 9 — в 9 кубковых матчах.
«Он сразу бросился в глаза, хотя гладиатором не был: физические данные нужно было подтягивать, — вспоминал о Ляшенко в интервью «Советскому спорту» Воробьев. — Я пригласил в основу большую группу молодых ребят, в которой Роман был безусловным лидером. За два месяца он доказал, что по праву будет в числе тех, кому выходить на лед в чемпионате. За три сезона в «Торпедо» он отыграл практически все, что можно. Он и в молодежной сборной по праву был и капитаном, и лидером. Играл он и в сборной на два года старше себя, за команду 1977 г.р. Да как! Помню, Владимир Шадрин дивился: «Какой умный парень. Я бы то же самое на льду сделал…» Рома был золотой мальчик, уникальный — как на льду, так и в жизни. Быстро взрослел, и в первую очередь в сознании. Хотя и опережал в развитии сверстников, в друзья к ветеранам не лез. В то же время нормальные отношения имел со всеми ребятами. О нем вообще невозможно даже придумать что-либо плохое. Оптимист, порядочный, светлый душой … «.
Золотые блондины
Именно Воробьев, возглавивший в том же сезоне молодежную сборную, позвал 17-летнего Ляшенко на чемпионат мира. Таких турниров в его карьере было три. «Бронза», «серебро» и «золото» — блестящий комплект. В команде, ставшей под руководством Геннадия Цыгурова, который в последний момент заменил захворавшего Воробьева, чемпионом в канадском Виннипеге, нападающий «Торпедо» был капитаном. Лидерские качества Роман продемонстрировал в полной мере, набрав на турнире 5 (3+2) очка. В драматичном финале с хозяевами турнира россияне дважды упускали преимущество в счете, но в овертайме Атем Чубаров оформил дубль и принес своей команде победу (3:2 ОТ).
После «золотого» матча Ляшенко и его друг, защитник Михаил Доника перекрасились и на время стали блондинами. «Накануне финального матча вся российская сборная испытывала колоссальное напряжение, — рассказывал «СЭ» нападающий. — Мы же с Доникой, чтобы хоть как-то его снять, пообещали, что, если выиграем, тут же перекрасим волосы в желтый цвет. В Виннипеге играла сильная сборная Словакии. У всех ее хоккеистов были крашеные волосы. Видимо, Доника именно на них и равнялся. Вообще же, честно говоря, все это было придумано для того, чтобы немного подурачиться».
В НХЛ не получилось
При всей бросавшейся в глаза окружающим серьезности Ляшенко все равно оставался молодым, 19-летним человеком, у ног которого, как казалось тогда, лежал весь хоккейный мир. На следующий год он уехал в «Даллас», выбравший его во втором раунде драфта-1997, и закрепился в составе действующего обладателя Кубка Стэнли. Команду тогда возглавлял всем известный Кен Хичкок. В ней блистали Модано, Халл, Белфор, Зубов, Ньюиндайк, Карбонно, Морроу, Хэтчер-старший — какие фигуры! Молодой россиянин, разумеется, играл в основном в четвертом звене. Школа Воробьева с акцентом на единоборства и оборону помогла Ляшенко.
В дебютном для него сезоне в НХЛ «Старз» снова дошли до финала плей-офф, уступив там «Нью-Джерси». Два года в столице Техаса прошли неплохо. Но потом Ляшенко спустили в фарм-клуб и в итоге обменяли в «Рейнджерс». В Нью-Йорке дела у него складывались неважно. Кого тогда интересовал молодой русский, когда клуб гремел на рынке, зазывая всех доступных звезд, но при этом пролетая с Линдросом, Буре-старшим,Флери, Личем, Мессье и Рихтером мимо плей-офф.
Весной 2002 года «Рейнджерс» отправили Ляшенко в фарм-клуб, что привело к конфликту с ФХР. Нападающего хотели видеть в составе сборной России на чемпионате мира в Швеции. Разбирательство закончилось победой нашей стороны. На том турнире Ляшенко добросовестно отыграл свою скромную роль. В той команде, сенсационно добравшейся до финала и взявшей «серебро», главной звездой был вратарь Соколов. А из полевых игроков запомнились только нападающие Сушинский и Карпов.
Следующий сезон Ляшенко почти целиком провел в АХЛ, набрав 58 очков в 71 игре и улучшив свои атакующие навыки. Тогда он играл в тройке с небезызвестном шведом Экманом, в конце карьеры доехавшем до «Химика» и СКА. Не факт, что у россиянина на тот момент было счастливое будущее в «Рейнджерс» и в НХЛ в целом. Но и говорить об утерянных надеждах, когда тебе всего 24 года, рановато. Ляшенко активно зазывали в Россию «Лада», где тогда работал Воробьев, и «Локомотив». Как минимум нормальный вариант для перезагрузки. А потом произошла трагедия, которая и до нынешнего дня оставляет одни вопросы.
Свежие комментарии