Технарь от Бога с золотыми руками. Он дебютировал в НХЛ круче Овечкина, но так и не стал звездой
Станислав Чистов в составе «Анахайма». Фото НХЛ
История нападающего Станислава Чистова.
«СЭ» продолжает серию материалов про советских и российских хоккеистов, которые в юности или молодости подавали большие надежды, но по разным причинам (спортивным, бытовым, иногда трагическим) не смогли реализовать свой потенциал.
Станислав Чистов был одним из самых техничных русских форвардов начала нулевых. Он здорово начал в НХЛ и мог стать звездой за океаном, но в результате даже в Суперлиге и КХЛ сверкал лишь эпизодами.
Всего несколько месяцев назад, в декабре 2019 года, спортивный директор «Лады» Владимир Кречин рассказал, что 36-летний нападающий Станислав Чистов решил завершить карьеру. Ветеран просто не дождался предложений. В межсезонье он собрался подписаться в родном Челябинске с «Мечелом». От него там отказались, а в Тольятти уже скомплектовали состав.
Длинный путь в хоккее одного из самых одаренных игроков России, рожденных в 1980-х, завершился как-то невнятно — без помпезности и слез прощания. У самого Чистова, как говорят, все хорошо. Он растит двух сыновей, младший из них по имени Никита занимается хоккеем. Несколько бизнесов, открытых Станиславом несколько лет назад, были успешными. По крайней мере, до прихода коронавируса. Пивоваренное производство, строительство, управление и сдача в аренда площадей, таксомоторная компания — поле деятельности огромное. В хоккей нападающий всю жизнь играл для своего удовольствия, чего никогда не скрывал. Однако, вспоминая, как он начинал, сложно скрыть разочарование. Двадцать лет назад мало кто сомневался, что Чистов должен вырасти в звезду серьезного уровня.
Драк больше, чем очков
Сначала небольшое отступление. Весна 2005 года, цветущая майская Вена, чемпионат мира. Временно безработный на тот момент из-за локаута Майк Бэбкок с огромным хот-догом во время спонтанного интервью не упускает случая меня подколоть по дороге от гостиницы, где проходил ежегодный тренерский семинар ИИХФ, к арене и обратно. «Сваг», как бы сказал коллега Еронко, брызжет из канадского специалиста во все стороны. Однако на мой вопрос о перспективах русских игроков «Анахайма», откуда Бэбкок еще официально не ушел, тренер отвечал серьезно, рассудительно, с аргументацией. Словно мы с ним знакомы не 20 минут, а 20 лет.
Останавливаемся на молодом форварде Чистове, полтора сезона проведшем в АХЛ. «Из Стэна еще может получиться классный игрок, у него есть все, — говорил Бэбкок. — Ему надо быть больше вовлеченным в процесс и слушать, что от него хотят тренеры». Диалог я привожу по памяти, но общий смысл, естественно, не поменялся. К тому моменту Чистов, ярко дебютировавший в НХЛ в 19 лет, попал в кризис и в локаутный сезон набрал в фарм-клубе «Могучих Уток» всего 38 очков в 79 матчах. Зато заработал 141 минуту штрафа!
Главный тренер Брэд Шоу, работающий сейчас ассистентом Джона Тортореллы в «Коламбусе», видимо, был еще тем затейником, если у него маленький Чистов лез в потасовки и стал четвертым в команде по штрафному времени вслед за тремя тафгаями. В нападении тогда у россиянина были не самые плохие коллеги — Лупул, Куниц, Паренто, Пеннер. В воротах играл Брызгалов. Перспективы челябинца вырасти в «русского Карию» (по манере игры и габаритам Чистов напоминал звездного канадца, с которым играл в «Анахайме») уже стояли под большим сомнением, что бы там ни рассказывал Бэбкок.
— Не знаю, — сомневался Чистов в интервью официальному сайту КХЛ, вспоминая о том, что пошло не так в «Анахайме. — Во многом это связано с требованиями, которые стал предъявлять главный тренер. То есть если в первом сезоне мне многое позволяли на льду, то в следующем вдруг стали заставлять играть проще. Все это очень давило. Претензии были смешные: «Ты завязывай уже входить с шайбой в зону. Всегда вбрасывай». Ну и так далее».
Бэбкока иногда называют если не самодуром, то очень упертым человеком. Вспомните, сколько всего «хорошего» прилетело ему в спину после увольнения из «Торонто». В данной связи винить только самого Чистова в том, что у него не получилось в НХЛ, рука не поднимается. Вряд ли дело в сложностях с адаптацией. В 14 лет он уехал из Челябинска в юношескую команду, базировавшуюся в Сан-Франциско, провел там с перерывом пару сезонов и отправился в НХЛ, уже будучи знакомым и привычным ко многим бытовым вещам. Но найти подход к русскому человеку и разобраться в хитросплетениях его души способен не каждый его соотечественник.
В России это удалось разве что у Валерия Белоусова, работавший с ним в «Тракторе» и «Магнитке». Еще неплохо получалось у Дэйва Кинга в сезоне-2005/06 в том же «Металлурге». «Про период жизни в США я забыл, — уверял Чистов. — Мне в Америку даже просто не хочется ехать, не то, что играть в хоккей. Меня ничего с ней не связывает сейчас. Ни паспорта, ни грин-карты я не получал и тогда, когда играл там. А теперь мне и вовсе не нужен американский паспорт».
Армейский скандал
В «Анахайм» Чистов уехал с приключениями. В октябре 2001 года он вместе со своими одноклубниками по «Авангарду» Александром Свитовым и Кириллом Кольцовым директивой министерства обороны были переведены в ХК ЦСКА, который выступал в Высшей лиге. После гостевого матча «Авангарда» в Москве с ПХК ЦСКА всех троих забрали. Не теряйтесь в количестве аббревиатур. Тогда в российском хоккее существовали два московских клуба под названием ЦСКА.
Чистов и Свитов еще после драфта сразу хотели уехать в Северную Америку, но тогдашний президент омского клуба Анатолий Бардин пошел на хитрость. Обоих игроков он отправил в воинскую часть, где они пару недель занимались такими жизненно важными для хоккеиста вещами, как строевая подготовка и покраска заборов. В итоге Свитова и Чистова заявили за фарм-клуб «Авангард-ВДВ», который имел отношение к минобороны. Заключать контракты с военнослужащими команды НХЛ не имели права. ХК ЦСКА, вероятно, вмешался не просто так — оттуда хоккеистам было проще уехать за океан.
Скандальное разбирательство привело к тому, что игроки вернулись в Омск. Но только Кольцова оставили в основном составе. Свитов и Чистов обратились в Хамовнический районный суд Москвы, потребовав в заявлениях расторгнуть контракты с «Авангардом», действовавшие до 2005 года. В конце сезона они были признаны недействительными в связи с призывом игроков на военную службу. Летом 2002 года оба уехали в НХЛ, несмотря на свой действующий статус солдат армии РФ. Прелестные были времена в отечественном клубном хоккее, что и говорить.
Дебют круче Овечкина
В сильнейшей лиге мира старт у Чистова в ультраоборонительной команде, какой был «Анахайм» при Бэбкоке, вышел блестящим. В первой же игре с очень солидным и в те годы «Сент-Луисом» в гостях молодой россиянин, выходивший в тройке с молодым Алексеем Смирновым и чуть более опытным канадцем Макдональдом, набрал сразу 4 (1+3) очка, а «Майти Дакс» одержали волевую победу в гостях (4:3).
Результативнее Чистова из всех русских игроков за всю историю лиги никто не начинал. Даже Овечкин, который в дебютном матче сделал дубль с «Коламбусом». Челябинец провел хороший сезон (30 очков в регулярке и 6 — в плей-офф). «Анахайм» добрался до финала Кубка Стэнли, где в седьмой игре уступил «Нью-Джерси».
Чистову катастрофически не везло с титулами на клубном уровне. Он постоянно проигрывал в решающих сериях со своими командами — с «Авангардом», с «Трактором». В 2007-м снова уехал из «Магнитки» в НХЛ, в его отсутствие уральцы стали лучшими в Суперлиге. «Анахайм» обменял Чистова в том же сезоне в «Бостон» и взял Кубок Стэнли. В «Брюинз» челябинец не прижился и решил окончательно вернуть на родину. Наконец, расторг контракт с «Салаватом Юлаевом» за пару месяцев до того, как уфимцы впервые выиграли чемпионство.
Он считался одним из ярчайших представителей золотого российского поколения 1982-83 годов рождения вместе с Ильей Ковальчуком и Александром Фроловым. Технарь от Бога. В эпоху, когда в цене были габариты и мускулы, «Анахайм» выбрал Чистова с его скромным ростом 175 сантиметров и не самое атлетичное телосложение, под 5-м номером на драфте-2001. Настолько круто смотрелся он на победных для сборной России юниорском и молодежных чемпионатах мира под руководством Владимира Плющева.
Современное поколение ориентируется в первую очередь на цифры, оценивая людей из прошлого. Но Чистов всегда был хоккеистом, за которым надо смотреть вживую. С моей субъективной точки зрения за последние лет 15 играл только один хоккеист, про которого можно сказать, что руки у него получше, чем у челябинца — маэстро Дацюк. На одном уровне еще Жердев. Пожалуй, все. Откуда это взялось?
Дело не в стакане
Чистов начинал в дворовом хоккее, где и отточил технику, в команде, которая базировалась в райончике, до сих пор именуемом в народе КПЗиС (когда-то давно местное предприятие именовалось Кузнечно-прессовый завод имени Сталина). Как-то в одной из игр он забросил шесть шайб «Трактору» и тут же получил приглашение от тренера Виктора Перегудова. Тот был известным в прошлом игроком и еще более знаменит как специалист по работе с детьми. Через его руки прошли Гончар, Мезин, Назаров, Гелашвили, Кольцов, Алексей Тертышный, Матушкин-старший и другие. Сам Чистов признавался, что Перегудов дал ему очень много.
— Во дворце спорта «Юность» тогда это было, — вспоминал об одном случае Виктор Михайлович в интервью Allhockey. — Спускаюсь вниз — в буфете сумерки, вижу фигуру со знакомой походкой, в руках — две мороженки, а во рту — сигарета. Ему тогда было лет девять. Увидел меня, попытался выплюнуть сигарету, а она у него к губе прилипла. На следующий день на тренировку вышли, я беру пачку «Мальборо», положил на бортик и сказал: «Стас, если хочешь курить, бери нормальные сигареты». Потом уже у Гелашвили на свадьбе сидим, Стас говорит: «Виктор Михайлович, я ведь с тех пор курить бросил» — «Стасик, курить-то бросил, пить начал». Стас вообще тоже очень добрый парень, но он с КПЗиСа, где интеллигентностью люди никогда не отличались — народ там рабочий. А он контактный такой парень, ему скажут: «Пошли, Стасик», а Стасик никогда не отказывался. А сейчас, по сравнению с тем, что было, — просто день и ночь. Конечно, я очень рад, что он пошел по совсем другому пути».
Историй, связанных со злоупотреблением алкоголем, в хоккейном мире случилось миллион. Считать, что Чистов выделялся на общем фоне, было бы преувеличением. Дисциплину, как он сам признавал, нарушал. Я лично слышал о разных историях, иногда с трагикомичной развязкой, с его участием. Но никто их моих собеседников, знающих Станислава давным-давно, не говорит, что тот не стал суперзвездой из-за чрезмерного пристрастия к стакану. Скорее, ему не хватило внутреннего желания и стремления самосовершенствоваться. Он игры любил гораздо больше тренировок. Наверное, карьера могла сложиться получше. Но в своем деле он был не последней фигурой, радовал болельщиков своими талантом именно в России, заработал достаточно денег и создал хорошую семью. Не так уж и плохо.
НХЛ: турнирная таблица, расписание и результаты матчей, новости и обзоры
Свежие комментарии