Путь к золотому «Спартаку»-2022. Как и почему Федун поменял Цорна на Газизова
Томас Цорн, Леонид Федун и Шамиль Газизов. Фото «СЭ»
Уникальные подробности
Очередная революция в «Спартаке» произошла стремительно. 7 июля отправлен в отставку генеральный директор Томас Цорн, а уже на следующий день Леонид Федун после матча с «Локомотивом» объявил фамилию преемника — им стал Шамиль Газизов. Многие поспешили объяснить уход Цорна импульсивной реакцией эмоционального Федуна на поражение от ЦСКА (0:2) и особенно от «Тамбова» (2:3), но скорость выбора нового менеджера не оставляет сомнений — решение продуманное и вынашивалось давно. Как минимум потому, что договориться с Газизовым за сутки попросту невозможно.
И это действительно так. Ни о каком «сумасбродном шаге» нет и речи. По моей информации, вывод по Цорну окончательно созрел не меньше месяца назад (а возможно, даже в мае), и в последние недели узкий круг топ-менеджеров «Спартака» работал над выбором нового гендиректора, проводил встречи и консультации — в том числе, с Газизовым. Выбор в пользу 51-летнего уфимца сделан еще на прошлой неделе и до официальной отставки Цорна, никакой реальной конкуренции за пост в последние дни не было (трудно понять, откуда это вообще взялось), а все согласования, о которых писали СМИ и инсайдерские Telegram-каналы, если и происходили, то носили формальный характер — как подпись на бумаге с давно написанным вердиктом. На финальной беседе 7 июля Цорну было предложено остаться спортивным директором и продолжить работу — «если сработаешься с Шамилем». Естественно, такая оферта подразумевала отказ — Газизов в «Уфе» контролирует переходы сам, и специализирующийся на трансферах Томас в любом случае оставался бы лишней фигурой в плане функционала.
Удивительно для «Спартака», где информация утекает как из решета, но до поры решение по Газизову удавалось хранить в тайне — и, кстати, всплыло оно в результате абсолютно комичной оплошности одного из участников процесса. Проигрыш двух матчей просто все ускорил. Клуб, по моим данным, должен был объявить о приходе Газизова 17-18 июля, перед самым полуфиналом Кубка России с «Зенитом», а гендиректор «Уфы» с загадочной улыбкой обещал удивить своих сотрудников громкой новостью именно в эти даты. Но тянуть не стали — Газизов уже трогательно попрощался с «Уфой» и, насколько мне известно, перестал быть одним из акционеров клуба, чтобы избежать конфликта интересов со «Спартаком».
А ведь еще в мае-июне прошлого года Федун в приватных разговорах выглядел человеком, очарованным перспективами Цорна и безгранично доверяющим «молодому парню с европейским менталитетом». Что же случилось за год? И почему выбор пал именно на Газизова?
Ошибки хорошего парня
«Хороший парень, хорошо одевается и хорошо говорит». Такую характеристику Федун с ироничной интонацией в кулуарных беседах давал Цорну этой зимой на товарищеском турнире в Катаре. К тому моменту владелец «Спартака», судя по всему, уже был разочарован в работе Цорна. Его поведение уже тогда воспринималось как первый звоночек.
Недовольство накапливалось постепенно, и виной тому, прежде всего, неопытность Томаса, который оказался в спартаковском водовороте, будучи совсем молодым и не имея опыта столь серьезной и многогранной работы. Структура управления «Спартаком» сложна, помимо самого Федуна важную роль играют многочисленные советники, круг которых периодически меняется, а журналисты и фанаты ежедневно подливают масла в огонь.
При этом никто из моих источников не ставит под сомнение сам по себе профессионализм Цорна и, тем более, его чистоплотность, которую пытались оспорить тайные враги Томаса с помощью Telegram-каналов. У него действительно безупречная репутация как у матч-агента, способного качественно организовать сбор. Но «Спартака» — это совсем другое. Будь Цорн лет на 10 старше, с другим багажом за плечами, он бы, возможно, не наделал столько ошибок. Но история не знает сослагательного наклонения. Впрочем, давайте по порядку.
Непосильный груз
С самого начала Цорн рассматривался как спортивный директор, на этот пост его собеседовал Наиль Измайлов, который до сих пор сохраняет серьезное влияние на Федуна и состоит в рабочих группах топ-менеджмента. После перестановок Томас оказался в кресле гендиректора, и это повлекло за собой катастрофический, неподъемный объем задач, часть из которых оказалась еще и абсолютно новыми. По-хорошему, ему еще на берегу следовало договориться о сосредоточении усилий на спортивном секторе, работе с командой и переходах — то есть функционале спортдира.
К слову, еще в середине осени 2019 года собеседование в «Спартаке» проходил ряд опытных кандидатов с финансовым образованием — то есть Федун уже тогда рассматривал вариант освободить Томаса от непосильного груза и сконцентрировать на взаимодействии с командой.
Газизову в данном направлении будет попроще. В «Уфе» он контролировал все процессы — от трансферов и функционирования стадиона до коммерческой деятельности и пиар-активностей. Касалось это и поиска спонсоров. В сезоне-2019/20 бюджет «Уфы» составлял около 800 миллионов рублей, и лишь 200 из них, по моим данным, поступали непосредственно из ресурсов региона. Остальное Газизов добывал сам — за счет спонсорских контрактов и трансферов, а нехватку средств компенсировал путем экономии.
Тренер
Низкие результаты команды в сезоне стали одной из причин отставки, которую Федун озвучил Цорну на заключительной встрече. По идее, такой посыл автоматически должен привести и к увольнению тренера, который в гораздо большей мере чем генеральный директор отвечает за результат. Тем не менее, Федун уже заявил, что Тедеско продолжит работу и не потерял доверия.
Странное и нелогичное на первый взгляд распределение вины на самом деле объяснимо. Нетривиальный и в принципе интересный выбор Цорна сыграл против него самого, потому что Тедеско вопреки сложившемуся мнению о «немецкой линии» был абсолютно дисгармоничен с Томасом. Доменико стал копией его самого — молодой, стильный, популярный, но абсолютно неопытный, с перспективой набить множество шишек, прежде чем добиться высоких результатов. Глядя друг на друга, они как будто смотрелись в зеркало. А сезон такого права не давал — цена неудач оказалась слишком высока для Цорна и, возможно, со временем утянет на дно и Тедеско.
Ни Цорну, ни Тедеско не нужен был доппельгангер, оба они нуждались в сильной и опытной фигуре рядом с собой. Генеральному директору, как сейчас видится, следовало обратиться к авторитетному и спокойному специалисту, который не начнет ругаться с судьями и заниматься жонглерством на фоне ядерного взрыва. Тедеско, в свою очередь, взволнованно пытаясь построить что-то на руинах Олега Кононова, мог бы укрыться за мощной спиной. Если проанализировать успехи тренеров-легионеров в России, то каждый из них был во многом обязан своими достижениями человеку или людям, которые находились рядом с ним и показывали путь по минному полю российского футбола. У Дика Адвоката эту роль выполнял светлой памяти Константин Сарсания, у Массимо Карреры — Марко Трабукки и Тимур Гурцкая (при всей неоднозначности их фигур), у Гуса Хиддинка — Александр Бородюк, Игорь Корнеев и Илья Казаков, у Лучано Спаллетти — дававший ему карт-бланш топ-менеджмент «Зенита». У большинства остальных не получилось примерно ничего. Чтобы создать тандем, способный приносить результат, паре Цорн-Тедеско не хватило опыта, знаний и масштаба, которые появляются со временем. Они учились плавать вместе — и не выплыли.
Сейчас перспективы Тедеско выглядят на первый взгляд печальными, но шанс проявить себя под руководством Газизова у немца все-таки есть. И дело не только в неустойке (хотя и в ней тоже) — негатива или тотального разочарования его работой по отношению к Доменико ни с чьей стороны нет. Новый гендиректор способен стать для Тедеско хорошим деловым партнером и товарищем, его мнение по кадровым вопросам будет учтено, а дальше дело за результатом.
Для Газизова это новый опыт — в «Уфе» он никогда не работал с иностранными главными тренерами, если не считать таким белоруса Гончаренко. Но если проанализировать тренерский список Шамиля в «Уфе», то становится ясно: догм в плане выбора специалистов у него нет. Колыванов и Перевертайло, Гончаренко и Семак, Томаров и Кириченко — в этом списке хватает и попаданий в десятку, и откровенных неудач. Колыванов, сменивший другую экс-звезду Канчельскиса в год прихода Газизова в «Уфу», заложил базис нынешней команды, делающей ставку на коллективизм, трудолюбие и почти каторжный тренировочный труд. Он внес огромный вклад, но на уровне РПЛ требовались новые качества.
Неудачная попытка создать уфимскую «Барселону» усилиями Перевертайло, кажется, предопределило дальнейший «оборонительный» путь клуба — при этом Перевертайло все равно остался работать в системе «Уфы», это был благородный жест.
Гончаренко и Семак — два суперудачных решения, специалисты объективно выше уфимского уровня, отчего им довольно быстро становилось в клубе тесно. Газизов это прекрасно понимал — и без проблем отпускал. Затем последовало разумное желание сделать ставку на своего, но Томаров провалился, протянув какое-то время на багаже Семака, а сменивший его Кириченко оказался фигурой, сильно переоцененной после яркого сотрудничества с Бердыевым в «Ростове».
Перечисляя уфимских тренеров, уместно вспомнить и героев второго плана — это правая рука Семака в «Зените» Виллиам Оливейра (именно его считают ключевой фигурой в штабе Сергея) и Мария Бурова, которую наряду с экс-спартаковцем Хавьером называют в числе лучших тренеров по физподготовке и специалистов по реабилитации в РПЛ.
Показательна и ситуация с Евсеевым, под руководством которого «Уфа» сейчас близка к тому, чтобы повторить высшее достижение в истории — попасть в Лигу Европы (если Кубок выиграет «Зенит»). Команду он возглавил «со второго раза» — Газизов собеседовал его перед назначением Томарова, но все-таки решил попробовать человека изнутри уфимской системы. Повторное приглашение случилось, когда Вадим работал в Хабаровске — дальневосточная команда выступала довольно средне, но чутье менеджера не подвело. Под руководством Евсеева в нынешнем сезоне «Уфа» набрала 17 очков в 9 матчах с «Зенитом», ЦСКА, «Локомотивом», «Ростовом» и «Спартаком», которые превосходят башкирскую команду по всем параметрам.
Судейство
Еще одной причиной для недовольства Федуна стало судейство. «Антиспартаковский заговор» превратился в мем среди фанатов и красно-белых инфлуенсеров, но что еще важнее, в него, судя по высказываниям, поверили команда и клуб. Вопрос уже даже не в том, правда ли злые арбитры засуживают «Спартак» и зачем они это делают. Задача — изменить это восприятие как минимум внутри самого «Спартака», устранить самоощущение «униженных и оскорбленных». Тогда и многие спорные решения будут восприниматься проще и не собьют настрой.
Мог ли бывший генеральный директор на это повлиять? Возможно, мог, но только не в текущий исторический момент. Ни для кого в футбольном мире не секрет, что от Цорна ждали активного взаимодействия с Российской премьер-лигой. Однако сезон-2019/2020 стал сложнейшим для Сергея Прядкина и его команды в РПЛ. Непростые отношения с новым менеджментом РФС во главе с Александром Дюковым, скандал на выборах, перестановки в судействе вряд ли оставляли Прядкину и всей премьер-лиге время на отстаивание чьих-либо интересов, кроме своих собственных, считают наши источники в российском футболе. В довершение грянул коронакризис — мир изменился, и сверхконсервативная, неповоротливая РПЛ попросту не смогла вовремя сориентироваться. Если Цорн и мог чисто теоретически получать какую-то поддержку, то точно не сейчас, в шаге от армагеддона.
Наиболее виртуальная, эмоциональная из предъявленных Томасу претензий, тем не менее, очень четко отражает сформировавшееся отношение к нему: несоответствие ожиданий (возможно, завышенных) и реальности. Очень жаль.
Отставка Евсеева которая не случилась
В этом смысле Газизову переживать особо не о чем. На российском рынке футбольных специалистов он представляет собой понятную и очень земную фигуру. За ним нет шлейфа агентского бизнеса, он не подконтролен ни одной из агентских групп и сам себе на уме («ох уж этот хитрый Шамиль», — такое мне не раз доводилось слышать). В то же время его футбольный бизнес-проект вполне прозрачен, современен и не вызывает отторжения, он со всеми хорошо знаком, сотрудничал и на равных общался со всеми ведущими клубами страны, выстроил рабочие отношения со СМИ. Дружит со всеми — но никем не ангажирован. Наиболее сложной представляется история с фанатами — у «Уфы» нет и никогда не появится такой бесчисленной и неуправляемой армии, так что это будет лакмусовая бумажка, способен ли менеджер Газизов добиться прогресса в прежде неосвоенных областях. Можно предположить, что болельщикам стоит ожидать конструктивного диалога.
«Махать шашкой не будет», — именно так наши источники описывают первые ожидаемые шаги Газизова во главе «Спартака». От нового генерального директора не ждут поспешных выводов и резких кадровых решений. В «Уфе» у него сложилась репутация строителя, который планомерно развивает клуб, команду и коллектив, умеет терпеть, предоставляет людям шансы, ценит верность традициям. Вряд ли подход изменится в «Спартаке», хотя из-за множества подводных течений осуществлять задуманное станет труднее. Не следует ожидать и массового переезда «Уфы» в Москву — глобально, сейчас «Спартаку» очень интересен только Фомин, но этот игрок в принципе на карандаше у практически всех ведущих клубов страны, включая «Зенит».
Федун очевидно ожидает от нового менеджера, что тот улучшит ситуацию без новых серьезных потрясений и капиталовложений. После неудачного сезона-2019/2020, когда «Уфа» играла в стыковых матчах, глобальной перестройки не произошло. Летом-2019 команду пополнили Козлов (бесплатно), не востребованный в тот момент нигде кроме «Нижнего Новгорода» Фомин (100 000 евро + 20% остались у «Краснодара», сейчас трансфер игрока оценивается в 4,5 миллиона евро), Голубев (аренда у «Краснодара», зимой выкуплен), Гиоргобиани и Мохбалиев на перспективу. Зимой после трех сборов на просмотре (несмотря на статус лучшего молодого игрока Узбекистана) в команде появился нынешний хедлайнер Урунов. Остальной набор футболистов не поменялся, и серьезных затрат на реформы удалось избежать.
Главным трансфером перед очередным «сезоном мечты» стал, конечно, Евсеев, но и с ним все не так непросто. Широкой публике прежде была неизвестна история о том, что после поражения от «Арсенала» в первом круге Вадим готовился подать в отставку. После игры в раздевалке между гендиректором и тренером «Уфы» произошел разговор на повышенных тонах, который продолжился еще в более жесткой форме уже наедине. Складывалось ощущение, что после сказанного дальнейшее сотрудничество вряд ли возможно, и тренеру придется уйти. Тем не менее, на следующий день Газизов первым сделал шаг навстречу. Его посыл был таков: «Ситуация рабочая, мужики в нормальном коллективе могут ругаться, притирка характеров неизбежна, особенно когда все переживают за результат. Вляпались в ситуацию вместе — вместе из нее и будем выходить». В итоге отставки удалось избежать — и нынешний результат «Уфы» доказывает правильность принятого в то время решения.
Работа в «Спартаке» — награда или проклятье?
История Газизова — довольно редкий для современных реалий пример социального лифта, когда человек поднимается на верхний этаж, добившись конкретных, осязаемых и всеми признанных успехов в профессии на уровне ниже. Удивительно, но судьба как будто благодарит уфимского менеджера, позволяя повторить тот же путь, что его сотрудники — Семак, Гончаренко, Виллиам Оливейра, Зинченко, Обляков, Дивеев, Лунев, Стоцкий, Живоглядов и так далее. Усилиями генерального директора в хоккейном регионе был создан футбольный клуб с узнаваемым лицом, который крепко закрепился в элите. По сути, отсутствием статуса «команда-лифт» из середняков может похвастать только «Уфа» Газизова и «Урал» Григория Иванова. Обоих этих руководителей объединяет полная погруженность и контроль за процессом, небезразличие и мировоззрение «хозяев», «главы семьи». К слову, по моим данным, буквально на днях Иванов в эмоциональном порыве сломал дверь в уфимской раздевалке после пропущенного на последних минутах гола. И именно ему, почти как Райану Гиггзу, Евсеев кричал что-то совсем неприличное в порыве радости от волевой ничьей.
Впрочем, сейчас среди экспертов и журналистов часто звучит мнение, что переход в «Спартак» для Газизова — не награда, а проклятье. Конечно же, это не так. Любой человек, который работал там, где деньги есть, и там, где денег нет, легко ответит вам — где же лучше. Лучше там — где они есть.
Речь в данном случае, само собой, не о личном заработке, а о перспективах. Дна у результатов нет, но верхняя планка так или иначе зависит от финансов. Даже самый лучший строитель никогда не возведет замок, если не выдать ему кирпичи и цемент, ограничившись гнилыми досками и грязью. Нынешнее шестое место, равно как и Лига Европы двухлетней давности, навсегда останется для «Уфы» потолком возможностей. Семак никогда не получил бы таких игроков, как в «Зените», а Гончаренко — как в ЦСКА, даже если бы каждый трансфер оказывался абсолютно гениальным. Безжалостный мир футбола оставляет скромным клубам вроде «Уфы» единственный путь — становиться донорами для грандов, совершать успешные сделки и создавать интригу, одерживая героические победы над богачами. Клубы вроде «Спартака» такой деревенской романтики лишены. Но у них есть свой плюс — при правильной работе возможность выигрывать трофеи и участвовать в Лиге чемпионов. Это мотивация для кого угодно — футболистов, тренеров и менеджеров тоже.
Для Газизова решение перейти в «Спартак» — безусловно, история про вызов и про амбиции. По всей видимости, в какой-то момент ему тоже стало становиться тесно в «Уфе». Такой подход исключает ситуацию «год позора и обеспеченная старость», потому что Газизову есть что терять — и прежде всего это репутация, которую он зарабатывал годами. Мои источники в «Спартаке» говорят, что во время общения Шамиль не произвел впечатление человека с мышлением наемника. Наоборот, запросил широкий круг полномочий, чтобы по привычке иметь возможность держать все процессы под контролем — не с правом хозяина, но с отношением к делу как у хозяина, с готовностью бороться и отчитываться за каждую потраченную копейку. Наверное, именно это подкупило Федуна и его окружение, хотя изначально их целью был некий абстрактный «менеджер с европейским опытом и менталитетом».
Футбольный клуб «Спартак» разрушил немало судеб, приносил горе и разочарования, убил мечты многих достойных людей. Но сейчас, когда новый цикл жизни великого для России бренда только начинается, надежда есть — до боли неравнодушный к своему клубу Федун действительно принял продуманное и адекватное решение, которое в конечном счете способно реализовать его собственную мечту о чемпионстве-2022 к столетию «Спартака».
Чемпионат России: турнирная таблица, расписание и результаты матчей, новости и обзоры
Свежие комментарии