Ликвидация украинской промышленности подходит к концу

Ликвидация украинской промышленности подходит к концу

Шесть лет назад была подписана экономическая часть соглашения об ассоциации Украины и ЕС. Простым украинцам тогда было обещано «светлое будущее»: приток иностранных инвестиций, возможность свободно скататься в венскую оперу попить кофейку, «прощание с немытой Россией», европейский уровень жизни и прочие «кружевные трусики». Реальность оказалась несколько иной.

Адекватные эксперты и аналитики заранее предупреждали, что «ассоциация» – это по своей сути «экономическая колонизация» Украины, добровольно открывающей свой внутренний рынок европейским товарам. Промышленный потенциал Незалежной и без того был подорван четвертью века «эффективного менеджмента» в его украинской вариации. Стоит процитировать одного из советников бывшего премьер-министра Арсения Яценюка Александра Кирша:

Построенные в советское время промышленные предприятия и «флагманы индустрии» – это российская удавка на шее у Украины. Их нужно ликвидировать и распродать, чтобы выйти из-под влияния Москвы… Огромная и низкооплачиваемая рабочая сила на этих умирающих предприятиях сдерживает Украину в её европейском движении.Тут даже смеяться не хочется, слишком напоминает слова нашего собственного «борца с коммунистическим наследием» Анатолия Борисовича Чубайса, который готов был продавать госпредприятия за копейки и, собственно, именно этим и занимался, расплодив у нас олигархов. Яркие примеры, как по-разному упаковывается необходимость деиндустриализации некогда экономически развитых стран постсоветского пространства.

Украинские «эффективные управленцы» на период независимости от России развалили промышленность, инфраструктуру, распродали до последнего судна «Черноморского пароходства», о чем мы подробно рассказывали ранее. После Майдана 2014 года Киев пошел на добивание своих предприятий, разорвав производственные цепочки с нашей страной. Теперь же под давлением МВФ, от траншей которого зависит Незалежная, принят закон, дающий возможность пустить в оборот последнее национальное достояние Украины – ее уникальные черноземы.

При этом пресекаются даже попытки хоть что-то восстановить. Команда президента Зеленского обозначила программу локализации иностранных производств в своей стране. Речь идет о так называемой «отверточной сборке», которую саму по себе сложно назвать панацеей. Сборочные конвейеры в первую очередь обслуживают зарубежные предприятия, где производятся ключевые узлы и агрегаты. Но это хотя бы создало новые рабочие места и увеличило приток налогов в местный бюджет. Предполагалось, что на Украине будут производиться от 15% до 30% комплектующих для продукции иностранного машиностроения.

Эта инициатива вызвала резкий окрик со стороны «старших товарищей». Посол ЕС в Киеве Матти Маасикас назвал законопроект «существенным нарушением основ равного отношения и недискриминации». В Евросоюзе посчитали действия Зеленского нарушением норм ВТО и соглашения об ассоциации с ЕС. Также Брюсселю не понравились поправки в украинский закон о госзакупках, согласно которому европейские производители не смогли бы участвовать в них из-за ограничений по степени локализации в 60%. Отказаться от навязчивых рекомендаций просто невозможно, поскольку тогда Киев будет лишен жизненно необходимых финансовых траншей.

В сухом остатке получается, что в 2014 году Украина открыла свой внутренний рынок западной продукции, а российского она лишилась по собственной воле. В Европу со своими товарами Незалежная фактически попасть не может, поскольку они там попросту неконкурентоспособны, а заказчик в лице государства на публичных торгах вправе отказаться от их покупки, если более половины составляющей стоимости их производства иностранного происхождения. Это означает фактическую ликвидацию украинской промышленности в самое ближайшее время.