«Семью разрушил. Бомж. И это — один из самых интеллигентных хоккеистов». Драма олимпийского чемпиона Викулова
Владимир Викулов. Фото http://cska.ru
Мы продолжаем рассказывать о драматических судьбах звезд советского хоккея. В новом материале — история двукратного олимпийского чемпиона Владимира Викулова, который не смог найти себя в жизни после игровой карьеры.
Легендарная тройка
Сейчас мы привыкли, что в хоккей детей приводят в пять-шесть лет. Некоторых — и раньше, но это скорее касается индивидуальных подкаток. И случаи, когда «поздние» ребята пробиваются в большой хоккей, — большая редкость. И уже поэтому карьеру Владимира Викулова можно считать уникальной. В 15 лет он пришел в детскую школу ЦСКА и уже через 3 года своей виртуозностью, скоростью и голевым чутьем заставил обратить на себя внимание Анатолия Тарасова.
Великий тренер рискнул и пригласил юного таланта в основу армейцев — так вскоре и образовалась легендарная тройка Фирсов — Полупанов — Викулов. 24-летний Анатолий, который на тот момент уже считался опытным игроком, стал наставником для 18-летних Владимира и Виктора.
Первый же чемпионат мира для только сформировавшейся тройки — в 1966 году в Югославии — стал золотым. На следующий год в Австрии гегемония советских хоккеистов продолжилась, но вклад в победу звена Полупанова был куда весомей. На троих игроки набрали 53 (28+25) очка (!) в семи матчах и все вошли в пятерку лучших бомбардиров. Многие успех трио связывают именно с гением Фирсова, однако отдать должное стоит и его партнерам. Они стали единым целым, образовав тем самым пугающую соперников синергию: убойный бросок Фирсова, катание и дриблинг Викулова и универсализм центра Полупанова.
— Мне, право же, неловко читать бесконечные упоминания о моем вкладе в становление молодого звена. Неловко, потому что мои юные партнеры дали мне не меньше, чем я им. И я имею в виду сейчас не только то, что молодые хоккеисты приносят с собой что-то новое — в технике, в тактике, в игровой манере, чего не было у прежних партнеров. Я говорю прежде всего о том, что с приходом Викулова и Полупанова иным стало мое отношение к спорту, к самому себе. На первых порах я не очень надеялся (хотя к тому не было оснований) на помощь дебютантов и потому вдвойне, втройне серьезнее и основательнее готовился к матчам. И в конце концов привык к новым нагрузкам, к иному ритму спортивной жизни, к иному отношению к игре, и, хотя ребята выросли, окрепли, стали знаменитыми чемпионами, я иначе относиться к матчу, к хоккею уже не мог, — вспоминал Фирсов в своей книге «Зажечь победы свет».
Феноменальную игру тройка показала и на Олимпиаде-1968 в Гренобле. Советская команда, оступившись лишь раз против Чехословакии (4:5), заслуженно завоевала золотые медали — в решающем матче уничтожила канадцев (5:0). Викулов же стал четвертым бомбардиром турнира и лучшим ассистентом — 2 гола и 10 передач в 7 матчах.
— Хитрый, очень хитрый, необыкновенно хитрый хоккеист. Хорошо понимает игру. Коварный нападающий. Владея шайбой, мчась с ней на большой скорости, хорошо видит поле и думает, думает… И пас у него точный и… злой: наказывает соперника за малейшую, неприметную как будто бы ошибку. Здорово ориентируется в обстановке на поле. Шайбу любит, умеет подержать ее, однако расстается с ней охотно и легко. Конечно, не по доброте душевной. Викулов тонко чувствует мгновение, когда нужно, пора «выдавать» пас. И наша результативность, наши шайбы — это пасы Володи, его работа, — рассказывал Фирсов о своем партнере.
Суперсерии
Среди немногих недостатков Владимира отмечали невпечатляющий бросок. В команде даже по-доброму издевались над партнером, предлагая тому добросить шайбу от синей линии до ворот. Но, кажется, для Викулова это было слишком простым и неинтересным занятием. Ему по духу — накрутить всю пятерку, убрать финтом голкипера и эстетски завести шайбу за ленточку.
В подобном стиле он забросил победную шайбу в пятом матче Суперсерии-1972 с канадцами (5:4). В начале третьего периода преимущество «Кленовых листьев» выглядело пугающим (0:3), однако Анисин, Шадрин и Гусев восстановили равенство. Три пробоины за половину периода — снилось ли хоть в одном кошмаре подобное вратарю Тони Эспозито? Но это был еще не конец. На 55-й минуте Викулов проткнул шайбу мимо защитника, вырвался на оперативный простор и разобрался с голкипером — гол можно смело вносить в хоккейные пособия. Сборная СССР одержала волевую победу, а разгневанный тренер Канады Гарри Синден не явился тогда на пресс-конференцию.
На золотую Олимпиаду в Саппоро-1972 за полгода до Суперсерии Викулов с Фирсовым отправились уже без своего привычного партнера. Анатолий Тарасов отцепил Полупанова из сборной из-за проблем с режимом, а место в тройке занял молодой Валерий Харламов — он и стал лучшим бомбардиром турнира, а Викулов с пятью голами и тремя передачами в восьми матчах занял пятое место.
— Володя Викулов родился в 1946 году, он на два года моложе Михайлова, и тем не менее, выступая с ним в одной тройке, я в душе относился к нему не как к равному, а как к старшему товарищу. Странно? Ничуть! В хоккее иные возрастные категории и понятия. Весна 1967 года. Чемпионат мира в Вене. На голову выше всех играет лучшее звено, где объединены Владимир Викулов, Виктор Полупанов и Анатолий Фирсов. Викулов становится двукратным чемпионом мира. А кто, кроме немногих, очень немногих поклонников хоккея вспоминал в ту пору имена Михайлова или Петрова? А обо мне вообще никто не слышал. Викулов к сезону 1972 года был сформировавшимся первоклассным мастером, шестикратным чемпионом мира. Вот почему я писал об университетах Фирсова и Викулова, и, хотя, к тому времени я тоже немало уже умел, чувствовал я себя в этой компании учеником, — вспоминал Харламов.
Правда, после Олимпиады из сборной убрали и Фирсова. Викулов в разных сочетаниях съездил на несколько чемпионатов мира, а последними появлениями на мировой арене стали матчи Суперсерии-1975/76, в которых ЦСКА встречался с командами НХЛ — «Рейнджерс», «Монреаль», «Бостон». Тогда опытный нападающий выходил в тройке с молодыми Виктором Жлуктовым и Борисом Александровым, а запомнился больше всего дублем в матче с «Рейнджерс» (7:3).
Печальный конец
Из ЦСКА Владимир ушел в сезоне-1978/79. Пробовал в тот год перезапуститься в ленинградском СКА, но все-таки решил закончить с хоккеем. Талант Викулова обещал ему большую тренерскую карьеру. Некоторое время он действительно передавал мастерство мальчишкам в школе ЦСКА, но потом резко запил.
Хотя, по воспоминаниям современников, Владимир всегда был тихим и скромным парнем, который не отличался разгульным образом жизни. Вскоре его уволили из клуба, а найти себя без любимой игры олимпийский чемпион так и не сумел. Он перестал выходить на связь со старыми друзьями, потерял семью, а последние годы жизни и вовсе был вынужден бомжевать.
— Викулов стал бомжом. Мы его потеряли, не можем найти. Лет пять назад встретились — смотреть на него было жутко. Семью разрушил, всё. Бомж. И это Викулов, один из самых интеллигентных хоккеистов. Главное, не знаем, чем помочь. Как ни пытались — он от всего отказывался, — рассказывал в 2011 году Владислав Третьяк.
Владимир даже не явился на поднятие именного свитера во дворце ЦСКА, а в 2013 году легенды советского хоккея не стало.
Свежие комментарии