Таких защитников не хватает российскому хоккею. В 23 он сотворил вечный русский рекорд НХЛ и взял Кубок Стэнли
Сергей Зубов (справа) и Нико Димитракос. Фото AFP
А сегодня Сергею Зубову — 50 лет
Ставить под сомнение утверждение о том, что Сергей Зубов был сильнейшим русским защитником в истории НХЛ, почти невозможно. Это как выйти на свежий воздух и проводить одну жизненно важную процедуру, стоя против ветра.
Фактов, говорящих в пользу Зубова, достаточно. Один из самых интересных и убедительных — фантастическая игра Сергея в сезоне-1993/94, когда его «Рейнджерс» завоевали Кубок Стэнли. Россиянин, находившийся в окружении признанных звезд, затмил в команде всех, став ее лучшим бомбардиром в регулярном чемпионате с 89 (12+77) очками. Феноменальный по нынешним временам результат для защитника. С тех пор никем даже не повторенный. Зубов 26 лет назад остался вторым среди представителей своего амплуа, уступив два очка легендарному Бурку. Только четыре защитника сделали больше голевых передач в одном чемпионате — Орр, Коффи, Лич и Хаусли. Как же 23-летнему россиянину, проводившему всего второй год в НХЛ, удалось взлететь так высоко?
— Хоккей таким раньше был — более открытым, — вспоминал Зубов в интервью «СЭ», данном коллеге Рабинеру в ноябре прошлого года. — Не было всех этих «трэпов», систем обороны. Понятно, были какие-то каноны, которые нельзя нарушать. Но созидание преобладало. И начало получаться, тем более что команда была — будь здоров, с такими ребятами грех не сыграть хорошо. Мне отвели роль, и я почувствовал уверенность. Хороший был год! Капитан команды Марк Мессье «пихал» изрядно. И не только он. А как иначе, если у одного — пять Кубков Стэнли, еще у пары человек — по четыре? Волей-неволей стоишь и хватаешь каждое слово. Такой опыт одноклубников ценен для каждого спортсмена. Ты с ними живешь, общаешься, и все эти маленькие советы и навыки впитываешь как губка. Говорю же — повезло мне!
Подбор игроков у «Рейнджерс» Майка Кинэна был шикарный: в воротах Рихтер, в обороне Лич и Лоу, в нападении Мессье, Лармер, Тикканен, Ковалев, Грэйвз, Андерссон. Тут тебе и будущие члены Зала славы, и участники Кубка Канады, и лидеры своих сборных, и так далее. Зубов, который отлично работал с шайбой и обладал светлой головой, в окружении опытных партнеров расцвел. И сейчас понятно почему. Без лишних объяснений. Он с ними мыслил на одном уровне, блестяще читая игру.
Возможно, сильнейший атакующий защитник из США за всю историю лиги Лич, парой лет ранее набравший 102 очка, тогда отстал от Зубова. Американец, правда, наверстал свое в плей-офф — 34 очка в 23 матчах и «Конн Смайт Трофи». Россиянин в кубковых матчах тоже был хорош, несмотря на неприятную травму. «Чуть ниже ключицы была трещина», — рассказывал защитник. Его пас на пустой угол под бросок Личу в седьмой игре финала с «Ванкувера» чуть ли не любой болельщик «Рейнджерс», смотревший те матчи в сознательном возрасте, наверняка и теперь опишет во всех подробностях.
В регулярном чемпионате Зубов провел всего лишь 78 игр, хотя обошелся без серьезных повреждений. А так, кто знает, может, набрал бы и больше очков. Все дело в том, что перед началом регулярного чемпионата Кинэн, недовольный физическим состоянием защитника, отправил его в фарм-клуб на пару матчей.
— Помню поездку туда на автомобиле с женой, — говорил Зубов о своей «ссылке» в АХЛ. — Там мы жили в отеле рядышком с ареной. После второго матча подходим к номеру, пытаемся его открыть — а ключ не работает. Спускаемся на ресепшен: «Это наш номер, там вещи». — «Нет, это не ваш номер, и вещей ваших там нет». — «Как нет?!» — «Мы их уже сложили в кладовку. Забирайте и езжайте отсюда». Так мы обратно в Нью-Йорк и вернулись. Майк нормально, доходчиво дал мне понять свое недовольство. Потом я не вылезал из тренажерного зала, с велосипеда. Урок запомнил. У меня имелся лишний вес, жир. Пришлось немножко побегать.
Кинэн, известный своими талантами мотиватора, едва не отправил Зубова снова в АХЛ в конце октября, жестко поговорив с ним еще до матча с «Монреалем». Ньюйоркцы дома уступали 1:2, но в заключительном периоде россиянин сделал все по высшему разряду: сравнял счет и отдал пас при победной шайбе за 10 секунд до конца встречи. Запоминающихся игр, в которых наш защитник брал на себя роль лидера, хватало.
В середине декабря он набрал 8 (3+5) очков в трех матчах с «Хартфордом», «Детройтом» и «Оттавой». Игра против «Сан-Хосе» (8:3) в конце января принесла Зубову личный рекорд результативности в том сезоне — четыре голевые передачи. А еще была сумасшедшая встреча в «Нассау Коллизеуме» против «Айлендерс» (5:4). Россиянин забросил победную шайбу на предпоследней минуте третьего периода и на радостях упал на колени, вскинув руки вверх. На этой арене «Рейнджерс» не побеждали почти пять лет. В первом раунде плей-офф им удалось выиграть тут еще дважды, а «Айлендерс» уступили всухую — 0-4.
Феноменальный сезон не сделал русского защитника неприкасаемым. Уже через год после того, как «Рейнджерс» были смяты «Филадельфией» и ее «Легионом Смерти» (Леклер-Линдрос-Ренберг), Зубова вместе с Недведом обменяли в «Питтсбург» на Робитайла и Самуэльссона. Та сделка считается одной из худших за время существования нью-йоркского клуба. Россиянин же позднее обрел себя в «Далласе», где под руководством Кена Хичкока переродился в двустороннего защитника и выиграл еще один Кубок Стэнли.
Россия: турнирная таблица, расписание и результаты матчей, новости и обзоры
Свежие комментарии