От бронзы Евро-2008 и предложения от Клоппа — до потери миллионов и забвения. История Ивана Саенко
Иван Саенко. Фото Александр Федоров, «СЭ»
Продолжаем цикл материалов «Потухшие футбольные звезды». В нем мы рассказываем о талантливых игроках, чьи карьеры или жизни оборвались слишком рано. Сегодня — история воронежского мальчишки, которого звал в свою команду нынешний тренер «Ливерпуля».
Единственный русский в бундеслиге
В середине нулевых российские легионеры практически пропали из бундеслиги. Наши звезды лучше подходили для чемпионатов с менее жестким режимом, а молодые не решались ехать в Германию. Воспитанник воронежского «Факела» понравился скаутам «Карлсруэ» и незаметным на родине ходом прорвался через низшие лиги в основу «Нюрнберга». Там забивал лучшему вратарю Европы Оливеру Кану в первом за многие годы победном франко-баварском дерби, майки посвященные которому во Франконии носят до сих пор, и даже выводил команду с капитанской повязкой на триумфальный финал Кубка Германии.
На немецкие подвиги обратил внимание Гус Хиддинк, которому импонировала физическая мощь и дисциплинированность экс-капитана молодежной сборной. Наставник не обратил внимания на заявления тренера «Нюрнберга» Ханса Майера, что Иван снизил к себе требования, взял единственного легионера на Евро-2008 и не прогадал. На групповом этапе хавбек выходил лишь на замены, зато в четвертьфинале с Голландией появился в старте и обеспечил полное доминирование на левом фланге. Там ничего не получилось у ван Бронкхорста, а Снайдера чаще тянуло в центр. Полузащитник «Нюрнберга» тем временем постоянно находился в движении и нагнетал опасность на ворота, а в концовке заменивший его Дмитрий Торбинский элегантно уложил в угол победный мяч.
Благодарный Саенко называл Хиддинка лучшим наставником в своей жизни после отца Ивана Васильевича (известного воронежского тренера женских команд. — Прим. Е.Б.) и в каждом из редких интервью с теплом вспоминает, как голландец научил наших игроков верить в себя.
Готов был пешком идти к Клоппу, но оказался в «Спартаке»
Вернуть Саенко на родину хотел Леонид Слуцкий, предлагавший полузащитнику солидный контракт в «Крыльях» еще в декабре 2017 года, но футболисту было интереснее играть на заполненных аренах бундеслиги. Триумф в Нидерландах превратил его творцов в национальных героев, поэтому спрос на нашего немецкого легионера возрос в разы. В то межсезонье Иван мог оказаться в Дортмунде. «Боруссию» тогда возглавил Юрген Клопп, а Саенко еще во второй бундеслиге почти в каждом матче забивал его «Майнцу», куда игрока звали еще в 20-летнем возрасте.
— Первый раз мы общались с Клоппом больше часа, — вспоминал Саенко в недавнем разговоре в YouTube-шоу Поз и Кос. — Он говорил: «Вань, ты — то, что мне нужно». Агрессивный футбол, прессинг — то, что у него сейчас в «Ливерпуле». «Хорошо подумай, я жду тебя в клубе». Это был первый случай — тогда «Майнц» не договорился с «Карлсруэ». Когда Юрген возглавил «Боруссию», моему агенту позвонили: «Клопп хочет Саенко в Дортмунд». У «Боруссии» было 5-7 миллионов на трансферы, а за 4 взяли Суботича. Мне звонят: «Вань, миллион». Я ответил: «Да я пешком приду, решите вопрос».
«Нюрнбергу» после провального сезона и вылета из бундеслиги отчаянно требовались деньги, поэтому трансфер Саенко в «Боруссию» отменили более весомые предложения из Восточной Европы. Юрий Семин видел хавбека на левом фланге киевского «Динамо», и украинцы даже внесли депозит, но гендиректор «Спартака» Евгений Смоленцев оказался проворнее. Иван получил солидный четырехлетний контракт почти на восемь миллионов евро, который он, к сожалению, не доиграл до конца.
Дружба с Киркоровым и травма
В «Спартаке» Саенко оказался не готов к новому вызову и не показал даже доли того старания, позволившего ему прорваться в бундеслигу. На отдыхе игрок сдружился семьями с Филиппом Киркоровым, сын которого сейчас занимается в академии ЦСКА, и вскоре его поглотила столичная жизнь, а на поле подводили травмы. Бразилец Алекс утверждал, что его партнер по средней линии не раскрылся из-за частых повреждений. От самого чувствительного Иван восстанавливался почти сезон.
— В Ростове Гацкан сделал подкат, и у меня хрустнула нога, — рассказывал Иван на YouTube. — Меня вынесли за поле, доктор что-то сделал и хрустнуло обратно, я пошел играть дальше, подавал угловые, исполнял «стандарты» и добил колено окончательно. После игры я полетел на первую операцию — мне сделали мениск. Потом после наркоза мне врач сказал: «Вань, извини, но у тебя еще и крестообразные связки в разные стороны смотрят». Я восстанавливался, но в после каждой игры в «Лужниках» на массаж и восстановление колено уходило по два-три дня. Меня это все стало нагружать психологически, затем произошел небольшой конфликт с Карпиным.
Главный контракт в своей жизни Саенко подписал в один день с приходом Валерия Карпина, а спустя два года генеральный директор выставил игрока на трансфер из-за нарушения режима в Эстонии, где «Спартак» проводил сбор, пока Москву затянул сильнейший смог. Экс-капитан красно-белых Мартин Йиранек утверждал, что их с Иваном сделали крайними за опоздание группы игроков, а другой полузащитник Александр Шешуков даже вступился за партнера. Вскоре всех троих в команде уже не было.
Саенко поступило щедрое предложение от «Ростова», возникла возможность перезагрузить карьеру в «Хоффенхайме», но бывший игрок сборной не захотел перебираться в менее статусные клубы. Он продолжал получать зарплату в «Спартаке», пока в начале 2011 договор не расторгли по соглашению сторон. Вскоре в СМИ появились знаменитые слова футболиста о том, что он тратит честно заработанные деньги. Высказывание бронзового призера Евро-2008 быстро превратилось в один из мемов нашего футбола.
Аферы и супруга-модель
После окончания карьеры Саенко поддерживал контакт с бывшими партнерами по бронзовой команде-2008. Самым близким для него стал Юрий Жирков, с которым полузащитник крестил старшего сына. С другими сборниками его связал бизнес и неудачные инвестиции. У Александра Кержакова похитили 329 миллионов рублей под предлогом строительства нефтеперерабатывающего завода. Обман раскрылся, но по решению суда, в котором Саенко проходил свидетелем, деньги смогут вернуть только через шесть лет.
Жертвой мошенников стал и сам Иван. В 2009 году он посетил школу «Лос-Анджелес Гэлакси» в Кот д’Ивуаре. В YouTube сохранилась запись по-настоящему царского приема игрока, которого объявили принцем «Гэлакси». Помогал ли футболист школе неизвестно, зато компания Escon West Africa к 2017 году получила от Саенко 650 миллионов рублей. Директор этой фирмы Хорст Хубер связан с немецкой риэлторской группой ESCON, которая была ликвидирована в 2018 году. Запросы «СЭ» по всем контактам этих организаций не нашли ответа, поэтому можно сделать вывод, что инвестиции оказались неудачными. Эту версию подтвердил Роман Павлюченко в передаче «Инсайдеры», добавив, что при последней встрече бывший спартаковец выглядел как бомж. На последнем видео бывший футболист общался бодро, но в целом избегает публичности.
С начала нулевых в семье Саенко появилась новая звезда. Супруга Ивана Юлия — настоящая белорусская красавица — в 2016 году завоевала титул «Миссис топ мира». Она ведет активную светскую жизнь и часто мелькает на ТВ и в интернете, а недавно стала экспертом Первого канала в ток-шоу по поводу развода Дениса и Дарьи Глушаковой. Жена Саенко активно ведет Instagram, правда, там почти не появляется ее супруг, зато Юлия активно хвастается своими сыновьями, которым уже 13 и 10 лет. Оба занимаются футболом и вскоре могут пойти по стопам своего отца и деда.
Чемпионат России: турнирная таблица, расписание и результаты матчей, новости и обзоры
Свежие комментарии