«Возрождение авиастроения»: почему «Туполев» может быть слит с «Ильюшиным»
В отечественную прессу попала информация о том, что авиационный производитель «Туполев», а заодно и Казанский авиазавод, могут быть слиты с «Ильюшиным», причем на условиях подчинения последнему. Это сообщение вызвало весьма неоднозначную реакцию в экспертном сообществе, а после было не слишком убедительно опровергнуто ОАК. Что это было, фейк или преждевременная утечка?
Сама по себе информация подобного рода уже не может вызывать удивления после того, как авиационный кластер «Ростеха» возглавил Анатолий Сердюков. Деятельность экс-министра обороны на его прежнем посту вызывает крайне противоречивые оценки. Одни убеждены, что он тайно создал мощные армию и флот, которые позволили почти бескровно вернуть Крым в 2014 году, а теперь заставляют трепетать страны НАТО. Другие же считают, что бывший торговец мебелью не столько создал, сколько порушил. При этом его непрерывно вводили в заблуждения его помощницы, злоупотребляя своим положением в корыстных целях. Как бы то ни было, министерская карьера закончилась для Сердюкова уголовной судимостью по статье «Халатность», которая, впрочем, была снята в связи с амнистией.
Подобное пятно на репутации не помешало ему найти себя на управленческой должности в госкорпорации «Ростех». С его легкой руки уже принято решение об объединении под одной крышей принципиально разных конструкторских школ вертолетостроение «Миля» и «Камова». Аналогичный процесс начат и в отношении военных подразделений «Сухого» и «МиГа». В этом контексте очередная «оптимизация» авиастроительной отрасли едва ли кого-то на самом деле удивит. Стоит разобраться, под каким соусом объединение делается на этот раз, и стоит ли его вообще опасаться?
«Эффективность» менеджмента госкорпораций – это тема для отдельного большого разговора. Недавно на высшем уровне заявили, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) набрала долгов на 400 миллиардов рублей, обслуживание которых требует порядка 30 миллиардов ежегодно. Программа «оздоровления» корпорации рассчитана на три года, и она потребует управленческой оптимизации. Что же это означает на практике?
«Ростех» избавится от «лишних сборочных и агрегатных предприятий», а также произведет сокращение «избыточного персонала». То есть, руководство намерено без увеличения объема заказов уменьшить общие производственные мощности. Собственно говоря, это ставит вопрос о «возрождении авиастроения» в нашей стране. «Оптимизация» коснется и КБ, чтобы избежать ненужного «дублирования». Если в советский период наличие конкуренции между проектами разных конструкторских школ считалось большим благом, то теперь это объявлено чуть ли не корнем зла.
Как отмечают знакомые с положением в компании, «Ильюшин» испытывает серьезные экономические проблемы. Спасать его намерены за счет интеллектуального и финансового капитала «туполевцев» и «казанцев». В рамках этой программы знаменитые КБ могут выселить из Москвы в подмосковный Национальный центр авиастроения в Жуковском. Работников, тех, кого не сократят, переезд едва ли обрадует, зато дорогостоящую столичную землю под конструкторскими бюро можно будет отдать под застройку. Под строительство пойдут и «избыточные производственные мощности». Злые языки даже могут сказать, что ради этого все и затевается, но тогда чем мы лучше Украины, которая также выселяет «Антонова» в область?
Однако в «Ростехе» эту информацию опровергли:
Авторитетные конструкторские школы, такие как КБ «Ильюшин» и КБ «Туполев», продолжат работать и развиваться, производственные площадки сохранят основной профиль работы, а объединение двух авторитетных фирм — «Ильюшина» и «Туполева» — не стоит на повестке дня.Хорошо, если это действительно так, и мы внимательно будем следить за развитием ситуации. Однако подобная «оптимизация» полностью укладывается в политику господина Сердюкова, который набил руку в «слияниях» и «переселениях». Впрочем, возможно, он на самом деле ни при чем, и его просто опять обманывают злокозненные помощники.
Свежие комментарии