Глобальные итоги драфта. Всего выбрали 23 россиян — сколько из них могут пробиться в НХЛ?
«Нэшвилл» выбрал под 11-м номером вратаря Ярослава Аскарова. Фото nhl.com
Подробно о главном событии дня в хоккее в Северной Америке.
23 россиянина — много или мало
Для больших хоккейных наций, к которым сейчас можно отнести Канаду, США, Швецию, Россию и Финляндию (Чехия — прилично позади, и результаты драфтов в последнее десятилетие тому доказательство наряду с медалями крупных турниров, особенно МЧМ), число выбранных игроков зависит от нескольких факторов, показательным из которых стоит считать лишь один — глубину состава конкретного года в конкретной стране. Но на нее накладывается много что еще: число хороших «переростков», которых не выбрали по каким-то причинам в предыдущие пару лет; мода на хоккеистов этой национальности; размытое «везение», которое зависит от субъективного взгляда генменеджеров, хороших завязок каких-то агентов и других мелких деталей.
Поэтому 23 российских игроков против 28 прошлогодних вообще не стоит рассматривать как какое-то падение. Из 23 — 12-13 это те, кого не выбрать было невозможно, так как это хоккеисты с очень большими, большими или хотя бы просто хорошими перспективами в НХЛ. Сказать, что в 2019-м список игроков, подходивших под такие критерии, был крупнее, нельзя.
Важнее конкретных цифр общая динамика: результат 20+ третий год подряд говорит о том, что, с одной стороны, сильных российских юниоров теперь постоянно много (прилично меньше, чем канадцев и американцев, но на уровне шведов и финнов в худшем случае), с другой, их совсем перестали бояться брать на драфте. Показательные примеры выборов от «Оттавы» (первый за 13 лет) и «Анахайма» (первый за 11 лет) — русский фактор почти полностью уничтожен.
Он не превратился в глобальную моду а-ля той, что была в начале века, когда россиян брали за фамилии, которые кончаются на -ов. Сейчас помимо североамериканцев, которых неизбежно будет больше европейцев при прочих равных, все равно в тренде шведы: сразу восемь скандинавов из седьмого раунда, во время которого все уже с нетерпением ждали окончания восьмичасовой церемонии, совершенно не случайность.
А что у других стран
Драфт-2020 для России лучше драфта-2019 из-за числа первораундников: на одного Подколзина год назад пришлось сразу четверо (причем в топ-21) юниоров сейчас. Качественно сложно сравниться с Канадой: после среднего прошлого набора сейчас вышло 19 (!) хоккеистов в стартовом раунде, включая два первых пика — Лафренье и Байфилд. Любопытно, что доминировавшие во главе с Хьюзом американцы в этот раз закончили первый день драфта только с двумя игроками.
Россияне в этом смысле уступили только канадцам, правда, у шведов сразу двое форвардов — Рэймонд и Хольц — попали в топ-10. Среди финнов, которые были на пике на последних драфтах, в этот раз только один Лунделл был выбран в первом раунде. Лучший чех — только 48-й, про словаков можно вспомнить в контексте малых хоккейных наций вместе с белорусами, латвийцами и норвежцами.
Главный провал — ноль швейцарцев, которые, несмотря на успехи своих сборных, все равно остаются в промежуточном положении между топами и середнячками. Классных хоккеистов из Швейцарии глобально по сравнению с топ-5 все равно очень мало.
На фоне их неудачи особенно заметен успех Австрии и суперуспех Германии. От каждой страны выбрали по тройке. «Миннесота» забрала австрийца Марко Росси девятым, и после перетурбаций в составе «Уайлд» он, кажется, претендует на роль первого центра чуть ли не сейчас, в худшем случае — через год.
Про немцев Штютцле, Райхела и Петерку можно даже не напоминать, если вы внимательно смотрели МЧМ. У Германии по-прежнему нет серьезной глубины (все трое ушли в топ-34, а дальше никого не было), но зато в одном 2002 году рождения есть три потенциальных форварда-энхаэловца (будет ли так у России, вопрос). А Штютцле — нападающий, который в перспективе способен набирать в НХЛ по 70-80 очков за сезон. Гипотетический состав Германии на опять же гипотетическом турнире с участием всех сильнейших может через полтора года быть помощнее той же Швейцарии.
Как выбирали россиян
Начну эту часть материала с очевидного пассажа, который, тем не менее, нельзя не повторить: каждый случай индивидуален, нет одного готового рецепта для российского хоккеиста, как получить высокий номер драфта НХЛ и как стать звездой за океаном. Всегда будет альтернативные примеры и исключения, доказывающие, что можно сделать иначе и преуспеть или прогореть.
Но одну очевидную вещь нашим юниорам стоит постараться понять: если вы едете в юниорские лиги за океан исключительно из-за того, что думаете, что это поможет вам получше запомниться генменеджерам клубов НХЛ, то вы делаете большую ошибку.
Десяток матчей в КХЛ в этом сезоне Егора Чинахова и Шакира Мухамадуллина, которые почти не котировались (форвард «Авангарда»-то совсем) на уровне первого раунда, оказались более убедительными, чем целый сезон того же Василия Пономарева в лиге Квебека. При этом останусь при мнении, что экс-форвард «Крылышек» по таланту все равно выше чуть ли не всех россиян, обогнавших его на драфте (а это еще Амиров, Хуснутдинов и Ян Кузнецов), кроме Аскарова. Однако тенденции многих лет говорят о том, что часто в котировках теряют талантливые нападающие, которые едут в Америку. С защитниками такого нет. Кузнецов, который в 17 лет играл в очень сильной студенческой лиге США, не добился такого успеха, как Мухамадуллин, но место в топ-50 — явно не ниже ожидания от драфта Яна.
Много интересного можно найти, копнув и чуть пониже. Особняком стоит история одного из героев последнего МЧМ Егора Соколова, у которого в его 17 лет в лиге Квебека ничего не вышло. Однако он решил не возвращаться в Россию и на третий год выдал крутой сезон и выбил себе место аж во втором раунде, да еще и у той самой «Оттавы», хотя его драфт по возрасту был вовсе в 2018-м.
Непонятно, что будет с защитником «Спартака» Никишиным, выбранным «Каролиной» 69-м — из-за проблем с сердцем он пропускал часть прошлого сезона и начало этого. Верится, что в «Кейнс» все-таки не совсем рискуют и знают, что с очень ярким игроком с пушечным броском и мощнейшими хитами все будет в порядке.
Главное падение драфта — это 199-й номер форварда «Салавата» Александра Пашина (спасибо той же «Каролине»). Вместе с Пономаревым Пашин бомбил в юниорских сборных, но после гениального Кубка Гретцки/Глинки год назад (7+1 в пяти матчах), который открывал путь к первому раунду, Александр пошел вниз. ЮЧМ отменили, в «Салавате» в основу он не попал — и за год превратился в очередного маленького (170 сантиметров) технарика, который никому в НХЛ не нужен. Ладно НХЛ, в КХЛ теперь бы пробился — игроков подобного стиля мы теряем каждый год.
Кто может стать звездой
Финальные выводы — в формате некой классификации большинства задрафтованных россиян — в зависимости от потенциала в НХЛ (драфт энзаэловский, поэтому и перспективы более логично оценивать в отношении этой лиги).
1. Звезда НХЛ — Аскаров. Единственный наш игрок с драфта, в котором видно нечто экстраординарное. И не то, что это плохо говорит об остальных — таких хоккеистов в мире в любом поколении меньше десятка. Осенью много вспоминали о том, что именно Андрей Василевский — лучший хоккеист своего драфта-2012, несмотря на 19-й номер. Аскарову будет чуть потяжелее, так как Лафренье вряд ли повторит печальную судьбу Якупова. Однако, если бы не специфика выбора голкиперов, он и сейчас мог бы уйти в топ-5. Не хочется сглазить, но в последние годы большие вратарские таланты в России не проваливались. А у Аскарова он — не большой, а гигантский.
2. Игрок второго-третьего звена НХЛ — Амиров, Мухамадуллин, Чинахов, Хуснутдинов, Кузнецов, Пономарев. Всю эту группу объединяет наличие какого-то недостатка (разного у разных хоккеистов), который наверняка помешает заиграть в НХЛ на звездном уровне. У Амирова самый богатый атакующий потенциал, но слишком серьезные вопросы по стабильности — он то волшебный, то тусклый. Мухамадуллин совсем не идеален в защите. Чинахов кажется вариантом а-ля Дадонова, который вряд ли будет определять игру своего звена в НХЛ. Хуснутдинов самый универсальный из форвардов, но он не машина по набору очков. Кузнецов должен вырасти в достойного двустороннего защитника (вряд ли более). Пономарев — был бы быстрее и мобильнее, мог бы претендовать на место первого центра. Но, увы. Можно добавить в эту категорию Никишина — если прояснится его медицинская ситуация.
3. Ролевой форвард третьего-четвертого звена НХЛ — Соколов, Грошев, Галимов. Буду рад, если форвард «Ак Барса» сделает еще один скачок и поднимется выше этих ожиданий. Три года назад, когда Галимова впервые могли выбрать на драфте, он и близко не был среди лучших российских нападающих 1999 года рождения, сейчас же разве что Кравцов с ним может поспорить. Соколов тяжеловесен, ему не хватает катания, чтобы играть в НХЛ в топ-6, Грошеву — банально мастерства.
4. Всех остальных задрафтованных я бы определил в группу с небольшими либо вообще минимальными шансами пробиться в НХЛ. При этом это не отменяет шансов на хорошую карьеру в КХЛ — как для всей троицы вратарей (Чечелев-Ахтямов-Мифтахов), так и тройки технарей Гущин-Овчинников-Пашин. Последним надо ориентироваться на Никиту Гусева или питерского Владимира Ткачева — может, когда-то и до НХЛ удастся добраться.
Глобально драфт для России стоит признать хорошим. Не отличным, не даже выше среднего — но хорошим. Недостаток звезд после Аскарова, возможно, удастся скомпенсировать достойной глубиной — нормальные энхаэловские перспективы есть как минимум у десятка человек. Проверим, что вышло, через несколько лет.
НХЛ: турнирная таблица, расписание и результаты матчей, новости и обзоры
Свежие комментарии