«Доходят слухи, что Ковальчук задумывается о завершении карьеры». Интервью генменеджера «Авангарда» — о селекции после победы в Кубке Гагарина
Илья Ковальчук. Фото Дарья Исаева, «СЭ» / Canon EOS-1D X Mark II
Алексей Волков рассказал о новичках команды.
Генеральный менеджер «Авангарда» Алексей Волков в первый же год работы в клубе добился исторического успеха — омичи впервые в истории КХЛ выиграли Кубок Гагарина. Триумф обычно усложняет работу руководителей — игроки-победители рассчитывают на повышение зарплаты, а в условиях жесткого потолка зарплат вознаградить всех не удается.
В интервью «СЭ» Волков рассказал о трансферной философии «Авангарда», будущей судьбе Ильи Ковальчука и Клима Костина, новичках команды и отношении к молодым игрокам.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Хоккейный клуб Авангард (@avangard_inside)
— Сейчас в «Авангарде» много взаимозаменяемых игроков силового плана в третьем-четвертом звеньях. Какой в этом смысл, учитывая то, что Хартли не любит большую ротацию?
— Нам не кажется, что у нас перебор таких игроков. В олимпийский год в чемпионате жесткий график, что чревато травмами. В плей-офф в первом раунде будут спаренные матчи. Это мы тоже держим в уме.
Минувшей весной в кубковых играх Стась и Потапов получали травмы. Вместо них безболезненно выходили Комаров и Каблуков, знавшие свой функционал и делавшие мало кому видимую работу, которая очень ценится в кубковых встречах. Раз мы пошли этим путем, то игроков такого плана в «Авангарде» должно быть достаточно. Мы взяли за основу комплектацию большими, силовыми, характерными ребятами.
— Эта идея исходила от Хартли, были ли споры?
— Нет, она проистекала из ситуации, в которую мы попали. Большинство игроков уже определилось с местом продолжения карьеры, и нам пришлось в силу позднего завершения сезона у «Авангарда» комплектоваться после других. Смотрели на тех, кто был доступен, и сделали выбор в пользу ребят, наибольшим образом подходящих под наш стиль. С Бобом мы общаемся профессионально, а рабочие разногласия бывают у всех. Это совершенно нормально.
— Крылов легко согласился с вашей концепцией построения команды?
— Он всегда находится в курсе происходящего, контролируя все важные процессы в каждодневном режиме. Вектор развития, выбранный нами, с его стороны получил поддержку.
— Переход на площадки североамериканского размера сыграл свою роль?
— Нет, это уже не так принципиально. Тем более что мы на своей арене остались на финской площадке. Вот переход с классического размера на финский был более революционным, поскольку уменьшилось пространство в углах и хоккей резко поменялся.
Клим Костин и Рид Буше. Фото Александр Федоров, «СЭ» / Canon EOS-1D X Mark II
Хотели оставить Костина, но «Сент-Луис» отказал
— В межсезонье «Авангард» покинуло несколько техничных нападающих. Согласитесь, что в двух ведущих звеньях не хватает как минимум одного такого игрока?
— Мы были бы рады приобрести кого-то еще под топ-6. Такую опцию на будущее сохраняем. Но на данный момент после просмотра первых матчей состав нас устраивает. Даже те ребята, которые выходят в ведущих тройках, хорошо понимают концепцию правильной игры во всех трех зонах. Если на рынке появится человек, подходящий под наш топ-6, то «Авангард» обязательно рассмотрит эту кандидатуру.
— Год назад в сезон «Авангард» входил с почти полностью забитой платежкой, как обстоит дело в данный момент?
— У нас остался солидный задел. Для подписания квалифицированного игрока есть хорошая сумма.
— Речь примерно о 50 миллионах?
— Нет, свободных денег поменьше — 35-40 миллионов. Пространство для маневра есть. В это межсезонье формировали состав так, как хотели. Год назад пришлось делать некоторые вещи в экстренном порядке из-за жесткого потолка.
— Буше не оставили потому, что его новый оклад не вписался бы в структуру зарплат «Авангарда», ведь 75 миллионов, которые он получил в «Локомотиве», слишком много на фоне остальных игроков?
— Выигрыш Кубка Гагарина — всегда испытание и проверка для менеджера, потому что после успешного сезона все ребята хотят улучшить свои финансовые условия. Удовлетворить их в полной мере клуб не может. Наша философия состоит и в поддержании финансового баланса в раздевалке. Нет одного, самого дорогого игрока, на которого остальные постоянно будут оборачиваться. Типа давай, делай все сам, а мы тут посидим.
— Это психология любого спортивного коллектива.
— Так было во многих командах. Рид провел классный сезон, помог завоевать титул и заслужил повышения зарплаты. Но мы исходим из своих принципов строительства команды, поэтому не стали чинить препятствий и спокойно отпустили его в Ярославль, получив солидную компенсацию. До этого мы выменяли у «Локомотива» права на Цегларика, уже тогда мы держали в уме, что Петер может прийти в нашу команду. Словак быстро влился в коллектив, хорошо работает и должен помочь «Авангарду» в предстоящем сезоне. Как сказал Боб — дайте ему время. У нас есть уверенность, что Цегларик поддержит свой высокий уровень, который показал на чемпионате мира.
— Держите в уме вариант, при котором Костин и Семенов могут вернуться из НХЛ по ходу сезона?
— Костин сильно помог нашей команде в прошлом сезоне. К сожалению, от нас мало что зависит. Клим связан контрактом с «Сент-Луисом». Мы контактировали с «Блюз» в конце сезона, желая оставить Костина, и получили отрицательный ответ. «Сент-Луис» даст ему шанс в тренировочном лагере, посмотрит, что у него получится. Заиграют Костина в основном составе или обменяют, ведь молодой игрок, выбранный в первом раунде, всегда ценный актив. Просто так им не хотят разбрасываться.
А вот на Семенова мы очень рассчитывали и сделали ему хорошее предложение на два года. Его уход стал самой неожиданной нашей потерей в межсезонье. При этом пожали друг другу руки и расстались на хорошей ноте. У нас на ближайшее время свои задачи, у него — свои. Желаем Кириллу закрепиться в НХЛ.
— Все записывают Ковальчука в «Спартак» в случае возвращения в КХЛ. Почему «Авангард» не фигурирует даже в робких слухах?
— Илья внес неоценимый вклад в чемпионство. Мы расстались с ним тепло, сказав, что дверь в «Авангард» для него остается открытой. Если у него появится желание вернуться к нам, то договорились обязательно рассмотреть такую возможность. Такими лидерами не разбрасываются. Но в последнее время до меня доходят слухи, что Илья задумывается об окончании карьеры.
— Серьезно?
— Окончательное решение им не принято. Пока это только слух. Надеюсь, что внутри у Ковальчука еще горит огонь: такой большой мастер пригодится любой команде. Однако в фарватере «Авангарда» он на данный момент не присутствует. Его представитель с нами на связь с этой идеей не выходит.
— Проверю один слух. Говорят, Толчинский прибыл в расположение команды после бурного во всех отношениях отпуска не в лучшем состоянии.
— Это абсолютно не так. Сергей пришел в хорошей форме, что подтверждается показателями всех тестов. В тренировочном процессе он тоже выглядит великолепно. Толчинский — пример того, что чего-то можно достичь, оттолкнуться от этого и пойти дальше, а не почивать на лаврах.
— Куда пропал Дергачев?
— У него проблемы со здоровьем. Надеюсь, их удастся решить быстрее, чем ожидается. Но пока говорить о точных сроках его возвращения будет преждевременно.
— Что с Чудиновым, будете выкупать его контракт?
— Максим пока тренируется с командой ВХЛ. В ближайшее время ситуация с ним должна разрешиться. Если нам придется расторгать с ним контракт, то компенсация пойдет нам под потолок.
— Правда, что премиальные за победу в Кубке Гагарина были скромные по сравнению с другими топ-клубами — по 20 миллионов рублей на человека с определенной градацией от ключевых игроков до молодежи?
— У каждого свое понимание скромности и щедрости. Стакан может быть как наполовину полным, так и наполовину пустым. Цифры и структуру вознаграждения я раскрывать не имею права. Хочу еще раз поблагодарить наших акционеров и спонсоров, пошедших на такой шаг в непростой год. Размер премиальных был обговорен до начала плей-офф с ребятами. Недовольных не было ни до ни после. Мне кажется, что суммы получились достойными. Насчет сравнения с другими клубами скажу следующим образом: может, виртуально призовые у них были больше, но зато в «Авангарде» они реально пришли ребятам на их банковские счета. (Улыбается.)
Никита Гусев. Фото Getty Images
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Хоккейный клуб Авангард (@avangard_inside)
— «Авангард» по примеру СКА начал скупать со стороны много молодежи 2004 и 2005 годов, из-за чего теряют места местные ребята. Какой смысл в этом подходе, если в том же Санкт-Петербурге набрали массу талантов и не знают, как их всех завести во взрослый хоккей?
— Мы исходим из своих потребностей, не гонимся за количеством и не ущемляем местных ребят. В Омске создана шикарная академия, в которой отличные условия. Есть своя скаутская служба, которая следит за каждым годом. В том случае, если нет уверенности, что местные ребята дорастут до КХЛ, приходится точечно приглашать игроков со стороны. Среди юниоров 2004 и 2005 годов рождения есть по пять-шесть человек, которые находятся в поле зрения сборных. Со многими из них уже заключены контракты, в ближайшее время они получат шансы в МХЛ и юниорской лиге. В рамках нашей концепции появился клуб ВХЛ, который поможет ребятам в дальнейшем адаптироваться к взрослому хоккею.
— Пока ни один чистый фарм-клуб в ВХЛ не работал эффективно. Мое мнение — из-за слабого уровня лиги. Что вас убеждает в том, что «Омские Крылья» окажутся успешным проектом?
— Не готов говорить об эффективности других клубов. Приведу примеры из личного опыта работы. В «Автомобилисте» я отвечал за открытие, формирование бюджета и функционирование «Горняка». Игроки, прошедшие через него, вполне могут выступать в КХЛ. Потом был ЦСКА. Сейчас ребята, прошедшие в том числе и через армейский фарм, поехали на сборы с основной командой — Каницкий, Мингачев, Брютов, Полтапов. В предстоящем сезоне плоды этой работы должны дать результат, ведь при жестком потолке необходима подпитка своими кадрами. Между МХЛ и КХЛ слишком большая пропасть, чтобы сразу заиграть в основе.
— А как же Чинахов и Чистяков, преодолевшие эту пропасть одним прыжком?
— Это единичные случаи. Что касается своего фарм-клуба, то дайте время, чтобы рассуждать о его эффективности. Через ВХЛ проведем ребят 2003-2005 годов и тогда сделаем выводы.
— «Динамо» закрыло свой фарм в Красногорске, на который тратило в районе 300 миллионов. Ваши расходы на ВХЛ будут сильно отличаться?
— Примерно в два раза. Этой суммы достаточно для того, чтобы игроки нормально добирались на выездные матчи, размещались в хороших гостиницах и правильно питались. Я занимался формированием бюджета в «Горняке» и знаю, о чем говорю. С тех пор прошло время, состоялась определенная индексация расходов. Мы в конфиденциальном порядке запросили информацию о бюджетах ряда клубов ВХЛ, чтобы понимать текущую ситуацию. Половина лиги живет на средства, которые будут тратиться на «Омские Крылья». Никаких чудес. Оперировать бюджетом в 300-400 миллионов может только «Югра», ставящая высокие задачи. Чартеры, дорогие предсезонные сборы, хорошие премии. Может, еще пара клубов приближается к ней.
— Год назад из «Спорт-Экспресса» в «Авангард» перешел Игорь Еронко. Как оцените первый год его работы, и есть ли у него шанс через несколько лет занять ваше кресло?
— Шанс есть у каждого. Пока у него был адаптационный год. Некоторые иллюзии у Игоря ушли. Он понял, как работает клуб изнутри, и был частью коллектива.
— Что входит в зону его ответственности?
— Еронко отвечает за IT-платформу и цифровизацию, касающиеся действий игроков на льду. Он проделал большой объем работы. После матчей тренеры и менеджеры получали всю необходимую информацию по конкретным хоккеистам. Тем же самым он сейчас будет заниматься с фарм-клубом и МХЛ — оценивать игроков, накладывать данные на IT-платформу и предоставлять цифры нам, чтобы понимать, в каком направлении движется каждый хоккеист.
— То есть за плохое выступление в ВХЛ и МХЛ надо будет спрашивать с Игоря?
— Почему же сразу плохое? Формирование команды не входит в его компетенцию. За три команды системы отвечаю я, а Игорь мне будет помогать. Все вопросы и претензии в случае чего адресуйте мне.
— Я не так давно написал о низкой культуре хоккейного менеджмента в России. Вас развеселило заявление представителя «Амура» о Кубке Гагарина?
— Воспринял его с юмором. Видно, что человек лишь недавно пришел в хоккей и еще не до конца осознает, какой огромный путь надо проделать клубу для завоевания титула. «Авангарду», у которого всегда были хорошие возможности, удалось сделать это в прошлом сезоне впервые за 17 лет. На моей памяти лично встречались в основном адекватные люди. С какими-то экстраординарными вещами в процессе общения с ними я не сталкивался. Иногда только удивляет, что в обмен на обычного игрока запрашивают полцарства. Но это происходило нечасто.
Культура хоккейного менеджмента в России меняется, как и везде, идет смена поколений. В тренерском корпусе — тоже. На важные посты приходят ребята, еще недавно сами игравшие. Это хорошая тенденция. Но важен процесс обучения новому делу. В данном плане я счастливчик. После 14 сезонов в профессиональном хоккее я уже через год стал ассистентом у такого опытного менеджера, как Олег Гросс. За три года в Екатеринбурге прошел у него огромную школу. Наверное, ни в одном университете об этом не расскажут. На своем опыте узнал очень много — как формируется команда, что такое работа с документами, понимание внутренних процессов. Два сезона в ЦСКА мне повезло работать с такими людьми, как Игорь Есмантович и Алексей Трощинский. Изнутри увидел, как функционирует топ-клуб, который выиграл Кубок Гагарина.
Переход в «Авангард» — новая точка роста для меня, поскольку взаимодействую с Александром Крыловым. Человеком, который пришел в спорт из другой сферы, добившись до этого больших успехов в бизнесе. Каждый день впитываю информацию и узнаю для себя что-то новое. Мне это нравится.
Свежие комментарии